Палатка: муки выбора, что купить? Из чего состоит современная палатка? Состоит палатка туристическая.

В настоящее время , торгующих туристическим снаряжением, огромный выбор палаток различных производителей. Цены на разные модели у разных производителей могут отличаться в несколько раз.

Давайте попробуем разобраться в том, от чего зависят цены.

Что же мы покупаем?

В настоящем обзоре мы не будем сравнивать разнообразные конструкции , а также различия, присущие торговым маркам.
Конечно же, раскрученный бренд стоит дороже, но не надо забывать и о том, что серьёзная фирма (бренд) всегда дорожит своим именем и не может позволить себе предлагать покупателю изделия плохого качества.

Так что, покупая несколько дороже, Вы страхуетесь от неприятностей, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации. И чем сложнее, напряженнее предполагаются условия эксплуатации, тем сильнее от качества снаряжения зависит безопасность человека, это снаряжение использующего.

При прочих равных условиях, в различных моделях палаток используются разные ткани, фурнитура, нитки и т.д. Именно на эти важнейшие составляющие любого изделия, от которых, в основном, зависит стоимость снаряжения и его функциональные свойства, позвольте обратить ваше внимание в настоящей статье.

Палатка туристическая: материалы, технологии, качество

КОДИРОВКА материалов палатки

Палатки и материалы, выпущенные в разных странах, различными производителями, маркируются совершенно неодинаково. Более того, Вы не найдёте и двух фирм, которые бы обозначали ткани одинаковым способом.

Полный беспорядок наблюдается в цифрах, описывающих такие свойства, как водонепроницаемость, "дышащие" свойства мембранных материалов, прочность, вес. Это связано с использованием данных, полученных в результате различных тестов, проводимых при разных условиях. Указывать точные данные многие фирмы "забывают" или считают излишним - часто это продиктовано конкурентной борьбой.

При выборе палатки следует обратить внимание на обозначение ткани тента.

Вот что можно встретить в различных описаниях:

  • Rip Stop Nylon 190T
  • 210T Rip Stop Nylon PU 3000
  • 185T Polyester Taffeta PU/Si
  • 210T Rip Stop Nylon PU
  • 70D Polyester Ripstop W/R
  • 75D Polyester Ripstop PU/ SI
  • 70D Nylon Taffeta 210T PU
  • 75D Nylon Taffeta W/R
  • 75D Poly Taffeta PU

Разберемся с этими кодами по порядку. Описание может содержать сведения о следующих свойствах ткани:

Плотность (прочность)

Существуют различные способы маркировки плотности ткани:

  • Thread Count - это суммарное количество нитей в квадратном дюйме в продольном и поперечном направлениях (например: 210T - значит 210 нитей). Чем больше число, тем плотнее ткань.
  • Ден (Denie) - толщина нитей, участвующих в переплетении (например: 75D).

Химический состав нитей:

  1. Polyester, Poly - полиэстер.
  2. Nylon - нейлон (полиамид).

Вид плетения ткани (например: Rip Stop, Taffeta - ткани с плетениями, где через определенное количество нитей вплетена более толстая нить. В этом случае ткань будет более прочной на разрыв при незначительном увеличении веса).

Tactel - тип специальных нитей (бывает: Nylon 66, Dupon Nylon 66, Tactel и т.д); как правило, имя собственное.

Вид обработки ткани (например, PU 3000):

  • PU - полиуретановое покрытие (как правило наносится на внутреннюю часть ткани).
  • 3000 - показатель водонепроницаемости ткани в миллиметрах водного столба (до 1500 мм - ткань не может считаться влагонепроницаемой, при дожде она начнёт протекать; 3000 мм и более - ткань тента выдержит практически любые погодные условия).
  • PU/SI - полиуретановое покрытие плюс силикон, который может наноситься с внутренней или с внешней стороны ткани.
  • W/R - водоотталкивающее покрытие сверху ткани.

Пример полного описания материала тента палатки:

70D/75D Nylon Taffeta 210T PU 3000 W/R

  • ткань из специальных полиамидных нитей с видом переплетения Taffeta толщиной 70D в продольном и 75D в поперечном направлениях
  • плотностью 210T
  • с полиуретановым покрытием, которое "держит" 3000 мм водяного столба
  • ткань имеет верхнюю водоотталкивающую обработку

Краткие комментарии ко всем частям палатки

ТЕНТ палатки

  • Толщина нитей отвечает за прочность. Более толстые нити дают и больший вес ткани.
  • Плотность переплетения нитей (Thread Count) - не менее важный параметр.
  • Рыхлая ткань - перекашивается, сильно тянется и, как правило, не является прочной.

Polyester более устойчив к воздействию ультрафиолетового излучения, чем Nylon, что очень важно для тентов. Кроме того, ткань из волокон Nylon растягивается при намокании и сжимается при высыхании (т.е. вам придётся каждый раз вновь натягивать тент из Nylon при изменении влажности и температуры)

Водонепроницаемость (водостойкость - измеряется в мм водяного столба), очень важный показатель.

Тентовая ткань с показателем 3000 мм будет противостоять практически любому дождю.

Важно, чтобы указанное в характеристиках палатки значение водонепроницаемости соответствовало действительности (очень у многих фирм это не так).

Водостойкость 3000 мм достигается с помощью двойного нанесения полиуретановой пропитки, 5000 мм - с помощью тройного нанесения и так далее.

Понятно, что каждое нанесение - это дополнительный вес и цена. Пропитка PU наносится с внутренней стороны тента. На "правильных" фабриках её наносят таким образом, чтобы она не осыпалась, не растрескивалась и служила долго.

Возникает вопрос: для чего нужна такая высокая водонепроницаемость, если палатки под водой ставить не собираемся?

Дело вот в чем. Капля воды с определенным весом, падающая с большой высоты, имеет кинетическую энергию и при ударах о тент может просто "пробивать" материал с низкой водоустойчивостью.

Вторая причина - материал постепенно изнашивается и с течением времени начинает протекать. Соответственно, чем больше водоустойчивость тента, тем дольше будет служить Ваша палатка.

Силиконовая обработка обычно наносится на верхний или нижний слой материала (может наноситься и поверх пропитки PU, но в этом случае не удаётся проклеивать швы). Большинство фирм, выпускающих палатки, сейчас используют ткань с силиконом, нанесённым снаружи. Эта пропитка очень прочная и функциональная: силикон не даёт влаге накопиться в волокнах ткани. При этом силиконовое покрытие существенно увеличивает прочность ткани на разрыв.

Если используется плетение Rip Stop, то такая ткань будет более прочной при незначительном увеличении в весе
Все производители палаток сокращают описательную часть при указании характеристик материалов.

Обратите внимание на проклейку швов. Они должны быть проклеены специальной термолентой. Если Вам будут говорить о специальных свойствах ткани, при которых отверстия от иголки плотно стягиваются вокруг нити и не пропускают воду, смею Вас уверить - после непродолжительного периода эксплуатации ткань растянется и под сильным дождем будет течь как решето.

ВНУТРЕННЯЯ ПАЛАТКА

Если тент палатки призван защитить Вас от дождя, то во внутренней Вам предстоит жить. Как и любимая комната, внутренняя палатка должна быть удобной (дополнительные карманы, прочные швы, большой жилой объём).

Обратите внимание и на цвет внутренней палатки: он должен быть светлым, сочетаться с цветом тента. В противном случае утро покажется вам безрадостным. Свет, проходя через два препятствия, может изменить цвет лица обитателей палатки до неузнаваемого. Не очень-то приятно каждое утро видеть синее или зелёное лицо соседа.

Ткань, из которой сделана внутренняя палатка, должна обладать следующими свойствами:

  • Быть лёгкой и прочной (предпочтительно плетение Rip Stop), т.к. внутренняя палатка принимает на себя значительную нагрузку при эксплуатации.
  • Обладать хорошими "дышащими" свойствами, но при этом задерживать ветер.
  • Желательно, чтобы внутренняя палатка имела влагоотталкивающую обработку W/R. Такая пропитка убережёт Вас от капель конденсата, которые при определённых погодных условиях возникают на внутренней стороне тента. Капли будут скатываться, не проникая в жилой объём. Обработка W/R не ухудшает "дышащих" свойств внутренней палатки.

Для внутренней палатки лучше подходит Nylon. Он мягче и прочнее на разрыв, чем полиэстер. Стойкость к ультрафиолетовому излучению для внутренней палатки не важна.

ДНО ПАЛАТКИ

Материал дна палатки может быть выполнен из ткани или структурного полиэтилена (как на сумках "челноков", в которых они перевозят свои грузы). Полиэтилен, как правило, используется в дешёвых палатках; ткань - в хороших

Ткань на дне палатки должна быть более водонепроницаемой, чем тент палатки.

  • 5000 - 10000 мм достаточно, чтобы вода не проникала внутрь палатки при сильном давлении. На ткань пола оказывается давление телами спящих туристов. Это давление может приводить к промоканию ткани.
  • Ткань пола с водонепроницаемостью 3000 мм выдерживает давление тела;
  • 5000 мм - давление ног;
  • 10000 мм - давление локтя

Проверьте, проварены ли швы дна палатки; особенно обратите внимание на угловые швы.

Грамотно проклеить их не просто, многие фирмы экономят на этой операции. Даже если ткань достаточно влагонепроницаема, вода может проникнуть через отверстия от швейных игл. можно спать и в луже.

ДУГИ

Важная составляющая палаток - дуги.

Дуги на палатках изготавливаются:

  • из стекловолокна и эпоксидных смол (обозначаются в описаниях как фибергласс или стекловолокно);
  • из алюминиевых сплавов различного качества.

Наиболее распространены следующие марки:

  • 7075, 7001 из АМГ (алюминиево-магниевого сплава) корейского производства, они используются в качественных палатках;
  • 7178, 6061 - требуют анодирования;
  • Российские марки Д16Т и В95 не выдерживают конкуренции и постепенно замещаются другими сплавами.

Кроме марки сплава серьёзные фирмы указывают его "твёрдость". Обозначения 7075-Т9 и 7075-Т6 различаются тем, что в первом случае используется более прочный сплав: дуги из такого сплава применяют самые известные палаточные фирмы.

Фибергласс более тяжелый и менее долговечный (срок службы - 2-5 лет), но имеет и ряд плюсов:

  • отсутствие остаточной деформации;
  • высокая прочность и упругость;
  • низкая цена.

Фибергласс тяжелее алюминиевых сплавов примерно в 1,5 раза. Кроме того, он не переносит больших перепадов температур и не подлежит ремонту.

Если такая дуга сломалась, нужно искать новую. Алюминиевые дуги можно отремонтировать в походных условиях.

Сочленения дуг также бывают разные. Внутренняя втулка меньшего диаметра может крепиться к дуге с помощью накернивания или клеем. Иногда сочленения дуг осуществляется путём развальцовывания.

Минимальный люфт и максимальная прочность соединения у дуг с клееным переходником.

АКСЕССУАРЫ

Но самое главное , это мелочи! Представьте, что ваша палатка расползлась по швам ночью в сильный дождь. Или колышки вырвало, а палатку унесло в пропасть. Или вы умерли от укусов насекомых.

Поэтому:

  • Нитки должны быть прочнее ткани, не гнить и не разрушаться под действием солнечных лучей.
  • Люверсы должны быть латунными, а не железными (это место в палатке всегда влажное).
  • Молнии - крайне надёжными (доверьтесь японской марке YKK).
  • Противомоскитная сетка - с маленькими ячейками.
  • Силовая пластиковая фурнитура - надёжной (доверьтесь Duraflex или Nexus).
  • Стропы - лёгкими и прочными. Они должны легко проходить через регулировочные пряжки.
  • Шнуры для штормовых оттяжек - прочными и тонкими, а также заметными в темноте и днём.
  • Колышки - лёгкими и прочными, не гнущимися. Желательно, чтобы они не проворачивались в грунте, т.е. имели бы не круглый профиль.
  • Швы на тенте и дне палатки должны быть качественно проварены (проклеены).
    Это можно сделать только на дорогом оборудовании, правильно подбирая температуру, давление и скорость проклеивания.

В в Санкт-Петербурге можно купить палатки по распродажным ценам, просто кликните на нужную палатку:

Палатка Trek Planet Fisherman 2 Палатка Trek Planet Toronto 2
Палатка Trek Planet Toronto 3 Палатка Trek Planet Oregon 2
Палатка туристическая трёхместная Trek Planet Forester 3 Палатка Trek Planet Oregon 3
Палатка Trek Planet Alabama Air 2 Палатка Trek Planet Palermo 2
Палатка Oregon 4 Trek Planet Палатка 3-х местная Trek Planet Alabama Air 3
Палатка Trek Planet Palermo 3 Палатка Easy Camp GO Torino 400 4м

В этой статье сознательно не затрагиваются сверхдешевые палатки из гипермаркетов, имеющие однослойную конструкцию с внешними дугами.

Введение

В этой статье мы расскажем об интересной разновидности палаток, имеющих внешнее расположение каркаса. Такую конструкцию иногда называют «скандинавской», подобные палатки отличаются большим удобством использования в тяжелых погодных условиях, в противовес традиционной схеме с внутренним каркасом. Однако из-за высокой стоимости и/или большого веса они мало распространены среди обычных туристов, и большинство не имеет опыта обращения с ними.

С 2004 по 2016 годы автор статьи использовал в велопоходах и пеших ПВД немало моделей палаток производства Пик-99, Tramp, Salewa, MSR, Big Agnes и Marmot. Все они имели классическую конструкцию: каркас с подвешенной под ним внутренней палаткой, поверх натягивается тент.

Однако после серии велопоходов по Исландии, где туристы широко используют экспедиционные палатки с внешним каркасом (преимущественно Vaude), на глаза стало попадаться больше информации о подобных моделях. В 2015 году палатка Vaude Mark UL 3P была опробована автором в магазине, но оказалась тесновата, в 2016 году - приобретена большая палатка для семейных походов (Hilleberg Kaitum 3), а в 2017 - еще одна, поменьше и на 1 кг легче (Fjallraven Abisko Lite 3). Таким образом, в коллекции автора «скандинавские» палатки полностью заменили традиционные.

Основная цель этой замены - добиться максимальной легкости установки-сборки большой палатки в одиночку (пока жена отвлекает сына, чтобы он всё не порушил), в том числе под ливнем, в сильный ветер или зимой. Но обо всём по порядку.

Кому и зачем нужен внешний каркас

Палатки рассматриваемого типа (строго говоря, внешний каркас имеют не все - есть палатки, у которых карманы для дуг пришиты к тенту не снаружи, а внутри) имеют два существенных отличия от традиционных моделей с внутренним каркасом. Во-первых, внутренняя палатка и тент у них сцеплены друг с другом, и разделять их надо либо для просушки, либо при желании установить тент без внутренней палатки. Во-вторых, вся палатка тем или иным способом подвешивается под каркасом, при этом одновременно ставятся и внутренняя палатка, и тент.

Кстати, в коммерческой палатке впервые такая схема была использована шведом Бо Хиллебергом в 1973 году, а возможность при необходимости разделить тент и внутреннюю палатку появилась только спустя 4 года.

Такая конструкция палатки иногда называется «скандинавской» (у производителей встречается термин «Nordic», а Леонид Александров, известный как Комбриг, называет такую конструкцию «экзоскелетом»), и больше всего ей уделяют внимание именно компании со скандинавскими и европейскими корнями: Hilleberg (как родоначальник), Vaude, Fjallraven, Helsport, Tatonka, Jack Wolfskin, Снаряжение, Баск. Причину этого стоит искать в более низких температурах и в большем количестве осадков, характерных для Скандинавии по сравнению с США, где большинство разрабатываемых палаток (MSR, Marmot, Big Agnes и т. д.) имеют традиционную конструкцию.

Чтобы оценить главное достоинство «скандинавского» типа палаток, достаточно вспомнить, как происходит установка традиционной палатки под дождем:

  1. Раскладываем внутреннюю палатку на земле. В этот момент дождь начинает заливать внутренности палатки.
  2. Устанавливаем дуги в отверстия в углах дна. При этом желательно, чтобы кто-то держал противоположный конец дуги для ускорения и упрощения процесса.
  3. Поднимаем внутреннюю палатку и крепим ее к каркасу.
  4. Набрасываем тент поверх каркаса. Только в этот момент вода перестает попадать внутрь палатки. Далее закрепляем и натягиваем тент.

При сборке палатки ее заливание водой происходит в обратном порядке.

Разумеется, опытные туристы научились сводить количество воды внутри палатки к минимуму. Если установка осуществляется вдвоем, то помощник держит тент над палаткой все время, пока другой турист работает с дугами. Это несложно при тихой погоде, на свежую голову и пока руки не онемели от холода, однако в тяжелых условиях возрастает шанс ошибиться и залить палатку. Кроме того, под дождем все операции нужно выполнять быстро, что увеличивает риск случайного повреждения палатки, особенно на фоне усталости.

Другая проблема возникает, если нужно поставить палатку в сильный ветер, особенно в одиночку. Приходится сначала прикреплять внутреннюю палатку колышками к земле, потом устанавливать дуги и поднимать внутреннюю часть. В этот момент возникает риск поломки палатки, поскольку оттяжки крепить пока что не к чему, а легкая внутренняя ткань заметно менее прочная, чем тент. Затем начинается самое сложное - правильная установка и закрепление тента, который норовит вырваться из рук и скрыться вдали. Сложность установки палатки при сочетании сильного ветра с сильным дождем читателю предлагается оценить самостоятельно.

Таким образом, несмотря на привычность большинству туристов, установку палатки с внутренним каркасом нельзя назвать легкой и удобной в тяжелых погодных условиях. А вот использование внешнего каркаса решает проблемы, присущие традиционным палаткам. Такие палатки специально разработаны для максимальной легкости установки под дождем, в сильный ветер, в одиночку и при этом будучи в толстых рукавицах.

Как работает палатка с внешним каркасом

Установка и сборка

Установка начинается с того, что когда вы извлекаете палатку из мешка и раскладываете ее на земле, она уже находится в сборе, и внутренняя ее часть закрыта тентом. Далее вы крепите тент к каркасу и поднимаете всю палатку целиком вместе с каркасом, при этом ее внутренняя часть ни на секунду не открывается непогоде.

Видео с установкой палатки в одиночку
при ветре 27 м/с (97 км/ч - сильный шторм)

Как правило, дуги внешнего каркаса полностью или частично заправляются в специальные карманы, пришитые снаружи (изредка - изнутри) к тенту, далее тент тем или иным способом натягивается на дугах. Карманы сделаны из прочной ткани с силиконовым покрытием, поэтому установка и извлечение дуг проходят предельно легко и быстро (несмотря на казалось бы сложный процесс), даже в теплых перчатках.

Поскольку тент не требуется точно позиционировать на собранном каркасе, и риска залить палатку нет, все операции могут быть выполнены в одиночку и без спешки, независимо от размеров палатки. У традиционных же моделей чем больше тент, тем сложнее с ним совладать.

В сильный ветер установка упрощается из-за того, что тент не нужно накидывать на палатку - достаточно лишь закрепить наветренную часть палатки несколькими колышками и оттяжками, и она уже никуда не улетит, можно спокойно собирать дальше. Ряд моделей палаток даже не предусматривает участия второго человека при установке - в тихую погоду ему будет практически нечего делать.

Зачастую владельцу доступны разные варианты установки палатки:

  1. Стандартный способ.
  2. Только тент без пола. Внутреннюю палатку можно демонтировать целиком или частично (например, для обеда под дождем, когда нет других укрытий). Часто в таких палатках по земле идут несколько шнуров, позволяющих каркасу держать форму без дна. Заодно такие же шнуры разгружают молнии тамбуров при натяжении тента.
  3. Тент с футпринтом (см. далее) - получается легкое однослойное укрытие с 90% защитой от комаров, если тент достает до земли.
  4. Только внутренняя палатка (с дополнительно приобретаемыми держателями, используется редко).

Особенности конструкции

Очень полезная особенность конструкции у многих палаток с внешним каркасом - если тент после ночи мокрый от дождя и/или конденсата, то можно вначале демонтировать внутреннюю палатку и отдельно уложить ее в сухое место, затем упаковать свои вещи под тентом и уже непосредственно перед выездом сложить тент и каркас. Таким образом, внутренняя палатка к следующей ночевке будет максимально сухой. Установка производится в обратном порядке - сначала ставится тент, потом под ним крепится внутренняя палатка.

На случай шторма или даже урагана (ряд моделей палаток выдерживает ветер ураганной силы) зачастую есть возможность радикально повысить прочность палатки посредством установки на двойных дугах. Для этого потребуется приобрести второй комплект дуг, а в остальном установка палатки мало отличается от обычной. Что важно в сильный ветер, в ряде случаев штормовые оттяжки не просто крепятся к тенту, а еще и обматываются вокруг дуг. А если дуга все же оказалась сломана, то вероятность, что она при этом порвёт тент, достаточно мала.

Для максимального натяжения тента у палаток с внешним каркасом часто используются специальные натяжители на дугах в поперечном направлении, а у полубочек - еще и стропы на торцах, натягивающие палатку в продольном направлении. Сильное натяжение облегчается с использованием полноразмерных карманов для дуг: дуга продевается в карман до упора, свободный конец устанавливается в натяжитель, тянем за стропу - и тент натянут. Застежки-фастексы, как заведомо слабое звено, практически не применяются.

У полусфер бывает гибридная система крепления тента к каркасу: концы дуг заправляются в короткие карманы, а центр подвешивается на клипсах. Так проще устанавливать палатку на двойных дугах, что важно в экстремальных условиях. Еще есть вариант, когда карманы разрываются в самой верхней точке полусферы, где дуги пересекаются. У фирмы Vaude применяется своя оригинальная конструкция: палатка подвешивается под каркасом на специальных эластичных шнурах.

В зимних условиях палатки с внешними дугами, заправляющимися в полноразмерные карманы, имеют преимущество: дуги изолированы от окружающей среды и от конденсата, собирающегося внутри палатки. Таким образом, секции дуг меньше смерзаются друг с другом.


Как известно, ко многим зарубежным палаткам можно докупить так называемый «футпринт» - это непромокаемый «второй пол», основная задача которого - продление срока службы дна палатки. Также, благодаря футпринту, в дождливую погоду дно палатки не касается мокрой земли. У палаток с внутренними дугами футпринт, при его наличии, отдельно расстилается на земле в самом начале сборки. Если дует ветер, то футпринт норовит улететь. Особенность палаток «скандинавского» типа - футпринт пристегивается к тенту так же, как и внутренняя палатка, и ставится одновременно со всей палаткой.

В отличие от традиционных палаток, футпринт у палаток с внешним каркасом обычно закрывает всю площадь пола, включая тамбуры, что удобно зимой (снег не начинается сразу за порогом палатки) и уменьшает конденсацию влаги, испаряющейся с почвы. Также появляется возможность сделать легкое 1-слойное укрытие с неплохой защитой от насекомых, если снять внутреннюю палатку. Некоторые модели палаток вдобавок имеют сетку на вентиляции тента как раз в расчете на такое использование - можно открыть вентиляцию, и комары не будут залетать. Иногда даже встречается сетка на выходах из тента дополнительно к основной тканевой двери.

Используемые материалы

У большинства моделей палаток с внешними дугами для изготовления максимально легкого и при этом прочного тента используется нейлон (полиамид) с 2-сторонним силиконовым покрытием (вплоть до 4 слоев чистого силикона), далее для краткости будем называть такую ткань Si-нейлоном. Еще в 1975 году всё тот же швед Бо Хиллеберг случайно обнаружил, что такая ткань обладает высокой прочностью на раздир - до 6–7 раз превышающей аналогичный показатель у традиционных тканей с полиуретановым (ПУ) покрытием. Считается, что причина этого в том, что силикон действует, как связующее между нитями.

Кстати, прочность на раздир измеряется по ISO 13937-4 - в образце вырезается П-образный язычок, и за него тянут, измеряя усилие. Если пытаться порвать неповрежденную ткань («разрыв», а не «раздир»), то это окажется намного тяжелее.


Применяемые для качественных тентов ткани варьируются от сверхлёгкого Si-нейлона плотностью 15–20D с прочностью на раздир 8–10 кгс (даже такую ткань сложно порвать голыми руками) до Si-нейлона 40D с прочностью 15–20 кгс. Последний вариант применяется в палатках экстремального класса и оказывается вдвое легче нейлона или полиэстера плотностью 68–75D с полиуретановым покрытием - типичной недорогой палаточной ткани, имеющей прочность на раздир всего 5 кгс.

Однако швы на ткани с двухсторонним силиконовым покрытием нельзя проклеивать термолентой в заводских условиях. Вместо этого используется специальная технология шитья, не требующая обязательной проклейки: например, принудительное охлаждение иголок, специальная разбухающая от воды нить или минимальная скорость машинки, чтобы иголка не проплавляла ткань. Швы на тенте делаются с зацепом, так, что нитка прошивает сразу 4 слоя ткани. При желании, владелец может проклеить тент палатки вручную кисточкой с силиконовым клеем, однако на новых палатках это обычно не требуется.

Для пола на таких палатках обычно используется привычный нейлон с полиуретановым покрытием и плотностью 40D...100D. Считается, что такое покрытие хоть и не дает большой прочности на раздир, зато усиливает устойчивость ткани к проколу (из-за того, что полиуретан формирует сплошную пленку), что актуальнее для пола. В бюджетных моделях аналогичная ткань может использоваться и для тента, однако такое решение приблизительно на полкило увеличивает вес, который и без того немаленький.

Тип используемых дуг для каркаса зависит от ценового диапазона: от обычных дуг у бюджетных российских моделей до легких DAC Featherlite NSL с переменным диаметром у импортных палаток высшего класса, где комплект таких дуг стоит как целая российская палатка. Диаметр дуг зависит от класса палатки - у более легких моделей применяются 9-мм дуги, у более прочных - 10 мм или даже 11 мм. Если палатка имеет малый радиус изгиба дуг (например, полубочка), либо производителю хочется сделать сечение палатки более «квадратным», дуги получают слегка изогнутую форму еще на заводе. Хорошим тоном считается прикладывать к палатке запасную секцию дуги и ремонтную втулку.

В целом, именно на палатках с внешним каркасом чаще всего встречаются наиболее передовые материалы в палаткостроении, дающие более выгодное сочетание массы и прочности (увы - за счет высокой стоимости). Вдобавок, из-за отсутствия непосредственного соприкосновения тента с дугами, соединительными втулками и клипсами (как у классических палаток), ткань тента меньше подвержена истиранию и прослужит дольше.

Недостатки внешнего каркаса

Почему же палатки «скандинавского» типа не получили широкого распространения? Несмотря на хорошую работу в тяжелых погодных условиях, у таких палаток есть ряд серьезных недостатков:

  • Повышенная масса . Этот недостаток наиболее заметен у актуальных в велотуризме 1- и 2-местных моделей палаток. Внешние дуги более длинные, чем внутренние, а карманы для дуг с натяжителями (или система подвески) весят достаточно много. При прочих равных, палатки «скандинавского» типа заметно тяжелее, особенно с учетом того, что у большинства таких палаток тент вплотную прилегает к земле для защиты от ветра и холода, а это требует наличия сложной (и достаточно тяжелой) системы вентиляции.
  • Высокая цена . С целью снижения массы (грубо говоря, чтобы палатка весила на 500 г больше обычной, а не на 1000) производители часто применяют легкие дорогие дуги и передовые материалы для тента. Это поднимает стоимость примерно в полтора-два раза по сравнению с аналогами, использующими внутренние дуги и традиционные материалы.

  • Сложность установки внутренней палатки без тента . Поскольку интерфейс для крепления концов дуг есть только на тенте, внутреннюю палатку обычно либо вообще нельзя установить без тента, либо для этого потребуются отдельно приобретаемые держатели. На установленную внутреннюю палатку нельзя так просто прикрепить тент - чтобы получить палатку в сборе, нужно полностью разобрать ее, а затем собрать заново.
  • Внутреннюю палатку нельзя просушить, просто откинув или сняв тент . Можно лишь убрать тамбуры, либо снять внутреннюю часть и сушить ее отдельно.
  • Это частично компенсируется тем, что тент можно легко установить без внутренней палатки (например, для обеда под сильным дождем), либо вначале установить тент, а затем подвесить под ним внутреннюю палатку.
  • Многие палатки с внешним каркасом достаточно низкие по сравнению с традиционными моделями. Для двухместных палаток характерна высота 90–100 см, для нетяжёлых трехместных - 100–110 см. Это примерно на 10 см ниже обычного. Причины этого кроются в стремлении обеспечить лучшую ветроустойчивость и снизить массу.
  • Меньшее натяжение внутренней палатки из-за того, что она подвешивается под тентом на резинках, а не прикрепляется относительно жестко к каркасу. В ветреную погоду внутренняя палатка может ощутимо «полоскаться», однако из-за большого расстояния до тента (около 10 см) нежелательного соприкосновения двух слоев скорей всего не будет.
  • 0

Как правильно выбрать туристическую палатку? Вопросом выбора палатки для похода, треккинга или восхождения был озабочен каждый турист, как новичек, так и бывалый. В этой статье вы найдете почти все критерии выбора, на которые нужно обратить внимание при покупке. Прочитав эту статью вы вооружитесь огромным знанием о туристических палатках. Надеемся, что даже знатокам будет интересно!

Страсть к походам - это не только желание видеть и узнавать новые прекрасные места, находиться на природе, за пределами городов, но и определенный вызов привычному способу жизни. Путешественник так или иначе выходит за привычные рамки комфорта. Приготовление пищи в лесу или горах, капризы погоды, физические трудности по преодолению препятствий заставляют совершенно по другому, заново оценить значение самого понятия «комфорт». Удобная походная обувь, хорошо сидящий , сухой, теплый и, конечно же, надежная палатка - вот основные «киты», на которых держится ощущение комфорта в походе. Сегодня речь пойдет о палатках.

Конечно же, видов палаток имеется великое множество - торговые, военные и даже целые палатки-павильоны огромных размеров. Здесь мы рассмотрим палатки туристические. Под туристической палаткой мы подразумеваем мобильное укрытие, способное защитить путешественника от превратностей погоды - дождя, ветра, насекомых и мелких животных, холода (в определенных пределах, конечно). Туристическая палатка должна иметь надежную конструкцию, быть простой и удобной в установке и складывании, занимать в сложенном виде мало объема, а в разложенном - предоставлять нормальные условия для отдыха и сна.

Еще лет двадцать назад и раньше, на постсоветском туристическом пространстве особого выбора не было - большинство использовало однотипные серийные конструкции, громоздкие и тяжелые, либо приходилось изготавливать палатки самостоятельно. Зарубежных моделей и продукции немногочисленных местных производителей было мало, и они были многим недоступны. Постепенно рынок наполнился большим количеством самых разнообразных моделей - на любой вкус и кошелек. Разобраться в этом многообразии бывает сложно не только начинающему туристу, но и более опытным путешественникам.

ГДЕ КУПИТЬ ПАЛАТКУ ДЛЯ ПОХОДА?

Если это ваша первая покупка палатки, и вы не являетесь опытным знатоком рынка, лучше всего первый раз делать покупку в крупном экипировочном центре. Здесь вы сможете выбрать из множества моделей, увидеть, пощупать и даже установить/сложить понравившуюся модель. В подобных магазинах, как правило, работают настоящие знатоки туристической индустрии, поэтому они продают максимально годные, функциональные модели, а не заказывают все подряд, как крупные интернет магазины «всего на свете». Тут вам могут реально помочь советом при выборе. Продавцы обычно сами пользуются снаряжением, а не являются теоретиками-консультантами. Главное - не попасть полностью под влияние продавца.

КАК ПОКУПАТЬ В ЭКИПИРОВОЧНОМ ЦЕНТРЕ?

Помните, реальных «прокаченных мастеров продаж 1000 уровня», способных вникнуть конкретно в ваш запрос и продать то, что нужно именно вам крайне мало. В большинстве случаев, даже опытный турист-альпинист, он же продавец-консультант будет продавать вам снаряжение «для себя». Это может привести к тому, что вы попадете под «магическое влияние специалиста» и приобретете что-то не совсем вам нужное. Что бы этого избежать, идите за покупкой максимально подготовленными, составьте критерии вашего выбора, даже запишите их. Сохраните на смартфоне фотографии приглянувшихся в интернете моделей. Вы же знаете, что на фото в интернете все может выглядеть не так, как в реальности. Формируя свои желания перед покупкой, избегайте большого количества советчиков, особенно со слабой квалификацией - вы рискуете окончательно запутаться. Если есть такая возможность, выберете пару действительно толковых людей, мнению которых вы доверяете, максимально конструктивно опишите им свою задачу. Они сами зададут вам нужные вопросы. После этого идите в магазин. Выбранную палатку нужно обязательно разложить, попросить разрешение залезть внутрь - полежать на коврике, посидеть. Если вы собираетесь стать заядлым туристом, помните - это ваш будущий дом в самых разных местах и условиях и вы должны быть уверенны в нем.

Сейчас рассмотрим то, что вам обязательно нужно знать о палатках.

Основные критерии выбора палатки:

КОНСТРУКЦИИ ПАЛАТОК

В наше время большинство палаток, даже бюджетных серий, изготавливают из современных, вполне надежных материалов. Сейчас практически ВСЕ палатки являются полностью водонепроницаемыми и имеют проклеенные специальной термоусадочной лентой швы. Материал во многих случаях перестал быть критерием №1 в выборе. Исключение могут составлять лишь наиболее дешевые модели, так называемые «палатки из супермаркета» - их следует избегать. Первое, с чем вам нужно будет определиться при выборе - какой конструкции палатка вам нужна?

Большинство современных палаток растягиваются на каркасе. Так что, по умолчанию, ваша палатка будет иметь каркас. Но бывают палатки без своего каркаса. Они растягиваются с помощью треккинговых палок (хорошо, что бы они у вас были) или подручных средств. В каких случаях вам стоит обратить внимание на подобные конструкции?

БЕСКАРКАСНЫЕ ПАЛАТКИ

Вы минималист-легкоход и экономите каждый грамм, готовы поступиться удобством ночлега в пользу веса и компактности. Палатка в походе вам будет нужна крайне редко либо вовсе может не пригодиться, вы берете ее «на всякий случай». Возможно, вам подойдет просто тент или бивачный мешок. Вид туристической деятельности неумолимо требует от вас легкого и максимально компактного рюкзака - ски-тур, сложные виа-фераты, приключенческие гонки и т.д.

Выбирая подобную конструкцию, стоит иметь в виду плюсы и минусы.

Плюсы бескаркасной палатки:

  • Минимальный упаковочный объем и вес.
  • Относительно низкая стоимость (далеко не всегда, бывают очень дорогие модели).
  • Возможность более полно использовать свое снаряжение (треккинговые палки, лыжи).

Минусы бескаркасной палатки:

  • Часто меньшее удобство в установке в сравнении с самонесущими конструкциями.
  • Обычно худшая обитаемость и ветроустойчивость.
  • Сейчас на рынке представлены каркасные палатки весом менее килограмма. Они дороги, но возможно, стоит присмотреться к ним?

Каркасные конструкции палаток

Большинство современных каркасных конструкций на рынке обладают самонесущим каркасом. Иными словами, это свободностоящие палатки, в тихую погоду они практически не нуждаются в растяжках. Впрочем, во многих моделях нужно все же растягивать отдельные их части для придания правильной формы и максимального внутреннего объема. Использование свободностоящей палатки возможно в том числе на кемпинговых настилах, асфальтовых и бетонных площадках, мягком песке - там, где проблематично зафиксировать растяжки. Так же, весьма распространены и растяжные конструкции, установка которых возможна только при помощи растяжек.

Материал каркаса

СТЕКЛОПЛАСТИК, ФИБЕРГЛАС

Применяется для палаток нижнего ценового диапазона. Наихудший вариант - черный, матовый, непрозрачный фиберглас. Если есть возможность, выбирайте каркас из армированного пластика - он надежнее и долговечнее. Пластиковый каркас подойдет там, где некритичны вес, предельная ветроустойчивость и использование при минусовых температурах. Если вы не желаете тратить много денег на снаряжение, ездите в походы не очень часто и в теплое время года - это ваш возможный выбор.

АЛЮМИНИЙ

Наиболее сбалансированный материал для каркаса. Следует учесть, что на бюджетных конструкциях применяют более простые марки алюминия, чем на более дорогих. Они несколько тяжелее и обладают меньшей прочностью, упругостью. На более дорогих моделях применяют более функциональные марки алюминия и алюминиевых сплавов. Топовые модели могут комплектоваться каркасами из скандия и даже КАРБОНА. Так же некоторые известные и дорогие производители заказывают каркасы у специализированных разработчиков для максимальной надежности и предания своим изделиям оттенка «элитности». Наиболее известный производитель палаточных каркасов - фирма DAC. Следует знать, что и у этого знаменитого создателя самых прочных каркасов есть как более простые, так и более дорогие линейки. Уточните этот момент у продавца.

НАДУВНОЙ КАРКАС

Пока что такие палатки еще настолько редки, что писать о них нет смысла.

ВНЕШНИЙ ИЛИ ВНУТРЕННИЙ КАРКАС?

ВНУТРЕННИЙ КАРКАС

Наиболее распространенное решение. Каркас расположен между внутренней и внешней палатками. Внутренняя палатка подвешивается на него, а тент просто натягивается сверху и крепится.

Плюсы палатки с внутренним каркасом:

  • Длинна каркаса меньше, чем при внешнем расположении, значит, экономится вес и размеры.
  • Возможна установка только с внутренней палаткой, что бывает востребовано при хорошей погоде.
  • При наличии специального набора (обычно приобретается отдельно, но иногда входит в комплект) можно установить только внешнюю палатку без внутренней с отдельным дном, которое в другое время можно использовать в качестве ФУТПРИНТА (защитной подстилки).
  • Наружная поверхность палатки максимально гладкая и обтекаемая, на ней меньше скапливается снег и мусор.

Минусы палатки с внутренним каркасом :

  • Возможно, несколько худшая ветровая устойчивость.
  • При поломке каркас может порвать материал тента.
  • При установке в дождь внутренняя палатка успевает намокнуть.
  • Установка в ветер менее удобна.

ХАБОВЫЙ КАРКАС

Изобретение последнего времени. В основном применяется в моделях сегмента «ультралайт». Основная особенность - наличие «хабов» - соединений каркаса, позволяющих оптимизировать его общую длину, объем, а значит и вес. Как правило, используется как внутренний каркас. Основные преимущества - малый вес при большом внутреннем объеме палатки. Основные недостатки - худшая ветроустойчивость и большая стоимость. Часто хабовый каркас представляет собой конструкцию все-в-одном - все элементы каркаса соединены между собой эластичным тросом, образовывая как бы одну сложную дугу. Такой каркас удобно складывать даже новичку.

ВНЕШНИЙ КАРКАС

Расположен поверх всей конструкции, дуги видны. Внутренняя палатка крепится к внешней. Существует два основных варианта крепления тента к внешнему каркасу. С помощью ЛАТ-КАРМАНОВ. Это своеобразные рукава из сетки или ткани, куда продевается каркас, после чего он фиксируется наконечниками в специальных люверсах. Это с одной стороны, наиболее ветроустойчивая конструкция, максимально равномерно распределяющая нагрузку, с другой - наиболее трудоемкая в установке. Иногда финальная постановка (натяжка) наконечников в люверсы сопряжена с такими усилиями, что некоторые девушки или подростки не в силах ее выполнить! Так что потренируйтесь перед покупкой. Второй вариант - с помощью крючков или карабинов. Напоминает крепление внутренней палатки к каркасу в моделях с внутренним каркасом. Подобная система обладает непревзойденным удобством и быстротой установки! Если вы потрудились заранее прикрепить внутреннюю палатку к внешней (или у вас однослойная палатка) - установка займет считанные секунды. Особенно это можно оценить в штормовых условиях. При этом карабины не обеспечивают феноменального распределения нагрузки первого варианта. Тут уже выбирать вам.

Плюсы палатки с внешним каркасом:

  1. Возможность установить внутреннюю палатку вместе с внешней.
  2. Возможность установить внешнюю палатку без внутренней и без дна, как тент.
  3. Хорошая ветроустойчивость, легче ставить в ветер.
  4. В случае поломки каркаса тент обычно остается целым, легче произвести ремонт.
  5. При постановке в дождь внутренняя палатка остается сухой.

Минусы палатки с внешним каркасом:

  1. Нельзя установить внутреннюю палатку без тента!
  2. Каркас относительно длиннее и тяжелее, чем в первом варианте.
  3. Задерживает снег и мусор (листья, ветки, служит основой для плетения паутины и т.д.)
  4. Возможны значительные усилия при установке.
  5. Обычно подобные конструкции оснащены напольными ремнями, соединяющими места крепления концов дуг. Ремни могут путаться и затруднять установку.
  6. Установка «с нуля», без присоединенного внутреннего слоя довольно трудоемка.

ВЫВОД: для большинства туристов вариант с внутренним каркасом предпочтительнее, что подтверждают объемы продаж. Палатки с внешним каркасом больше подходят для профессионального использования - в горах, холодном климате, при плохих погодных условиях.

ОДНО ИЛИ ДВУСЛОЙНАЯ ПАЛАТКА?

Большинство продаваемых палаток имеют двуслойную конструкцию. Как правило, это внутренняя палатка, оснащенная ваннообразным (заходящим на стенки) водонепроницаемым дном и легким дышащим верхом, часть которого сделана из легкой сетки. В палатках для использования в теплое и жаркое время года из сетки может быть сделан практически весь верх, у моделей же для более холодных условий количество сетки на много меньше и она может закрываться более плотной тканью с помощью молнии. Внешняя палатка, как правило, представляет собой защитный тент из водонепроницаемой прочной ткани с закрепленными растяжками. С внутренней палаткой соединяется, обычно, через каркас с помощью специальных фастексов или других фиксирующих приспособлений, оборудованных механизмом натяжки. Он позволяет растянуть тент максимально туго, что бывает необходимо во время дождя или ветра. Двуслойная палатка образует воздушную прослойку между внутренней и внешней палаткой. Это делает пребывание в ней более комфортным как в жаркую, так и в холодную погоду и в большей степени предотвращает появление в жилой зоне конденсата, что очень важно для сохранения ваших вещей сухими в течении похода.

Однослойная палатка это либо очень дешевый и предельно упрощенный «супермаркетовый» вариант, либо специализированная конструкция для определенных задач. Практически все однослойные палатки, так или иначе, имеют проблемы с конденсатом, даже при использовании специальных дышащих тканей, поэтому их применение в большинстве случаев ограничивается зимним периодом, горами и другими местами с низкой температурой воздуха, где конденсат не так критичен. Так же, однослойные палатки холоднее на морозе, а на солнце жарче своих двуслойных собратьев. Взамен они предлагают ультимативно низкий вес и объем, удобство установки и складывания в экстремальных погодных условиях, минимальные размеры в установленном виде, что позволяет разместить их на самом маленьком ровном участке. Как вы уже поняли, это вариант далеко не для всех! Стоит так же учитывать часто очень высокую стоимость подобных конструкций.

ФОРМА ПАЛАТКИ

Палатка купол

Купольные конструкции наиболее распространены. Уже десятки лет такие палатки верой и правдой служат туристам, альпинистам, охотникам и рыбакам. Самая простая конструкция купола образуется скрещенным посередине каркасом из двух стоек. Такая палатка проста в установке, легка. При этом не может похвастаться просторным вестибюлем (одним или двумя). Часто для увеличения функционала (внутренний объем, ветроустойчивость) в конструкцию добавляют одну или несколько дуг каркаса либо специальные каркасные распорки. Чем больше пересечений делают между собой элементы каркаса, тем прочнее палатка.

Палатка полубочка

Второй по распространенности тип палатки на сегодня. В популярности отстает от купола на порядки. Внешний вид такой палатки понятен из названия. Основной недостаток - палатка не является свободностоящей (самонесущей), необходимы растяжки. Установка, обычно, сложнее, особенно для новичков. Основное преимущество - отличная ветроустойчивость (при правильной установке), хороший внутренний объем, небольшой вес. Такую палатку редко выбирают новички, в основном, ее владельцы опытные туристы, способные воспользоваться преимуществами и компенсировать недостатки.

Палатка шатер

Классика, видом напоминающая индейское «типи», «вигвам» или юрту. Обычно устанавливается на центральную стойку, хотя бывают и другие варианты. Вариант весьма распространенный в Северной Америке, у нас мало востребован. В основном на постсоветском пространстве подобная конструкция используется для зимних походов, как правило, лыжных, поскольку удобна для применения лыжного инвентаря в качестве каркаса и установки печки. Часто попадаются варианты без пола.

«ДОМИК»

Некогда безальтернативный вариант советских туристов. Конструкция обычно однослойная. Сейчас мало распространен из-за небольшой обитаемости, зависимости от растяжек и сложностей установки. Редкий гость на прилавках магазинов. В новом прочтении - компактная бескаркасная палатка, устанавливающаяся на трекпалки, частый выбор «выживальщиков», «бушкрафтеров» и начинающих легкоходов.

КОЛИЧЕСТВО ВХОДОВ. ВЕСТИБЮЛИ (ТАМБУРЫ), РАЗМЕЩЕНИЕ ВЕЩЕЙ В ПАЛАТКЕ

Многие привыкли, что у палатки должен быть один вход (выход). Приятно, когда вход в палатку позволяет удобное использование в дождь. Практика показывает, что два входа намного лучше, чем один. Поэтому, если есть такая возможность, выбирайте модель с двумя входами. Если вы не предполагаете часто пользоваться палаткой на узких площадках, лучше выбрать модель с боковыми входами (при условии, что у вас 2-3 местная палатка; если палатка больше, то вход/выход в головах/ногах - хороший вариант). Как лучше организовывать пространство для хранения вещей? Конечно же, мелочи и часть одежды лучше держать под рукой в самой палатке, для чего вам в ней будут полезны кармашки и особо приятна «антресоль» - полочка под потолком. Рюкзаки же, обувь и громоздкие/грязные вещи удобно держать в вестибюлях (тамбурах). В теории, чем их больше (то есть два лучше, чем один) и чем больше их объем (например, хорошо, когда за тамбур «отвечает» отдельная дуга каркаса), тем лучше. На практике, вы постоянно балансируете между полезным объемом палатки и тамбуров и ее весом/размерами/стоимостью. Подумайте, что будет важным для вас и исходите из этого в своем выборе. Куда вы хотите сместить акцент - в сторону комфорта или малого веса?

Материал дна палатки

Большинство палаток имеют тканевое дно. Дно постоянно испытывает большие нагрузки - вы лежите на нем, давите, нажимаете локтями и коленями. При этом ваша палатка редко располагается на идеальной поверхности. Поэтому хорошо, чтобы дно было изготовлено из ткани повышенной прочности. Современный тренд уменьшения веса заставляет многих производителей больше гнаться за облегчением изделия, а не за его прочностью и ресурсом. В каком-то плане производителю выгодно, что бы ваша палатка износилась быстрее и была заменена на новую. Если вы тоже гонитесь за весом и покупаете сверхлегкую палатку, - будьте особенно внимательны при ее эксплуатации. Советую так же использовать ФУТПРИНТ (подстилку) на подозрительных поверхностях. Материал дна должен быть не только очень прочным, но и иметь повышенную водонепроницаемость. В классической европейской системе измерений следует считать минимальным значение водонепроницаемости для дна палатки значение в 5000 мм. Но помните, что надавливая локтем, вы создаете большее давление, и палатка может протечь. Абсолютно надежным считается показатель в 10 000 мм водного столба. В тоже время для тента достаточно иметь характеристики в 3-5000 мм. Американские производители сообщают о значительно более скромных показателях. Но, во-первых, они гарантированно пожизненные для ткани, во-вторых, система оценки водонепроницаемости за океаном несколько отличается от европейской.

На дешевых палатках пол может быть изготовлен из структурированного полиэтилена, своим видом напоминающего клеенчатую сумку из супермаркета. Ничего ужасного в таком поле при нечастом использовании нет. Он тяжелее и несколько более громоздкий, зато отлично чинится с помощью монтажного скотча. Такой пол подойдет для не слишком требовательных и экономных туристов. Мне случалось жить в палатке с полиэтиленовым полом и фибергласовым каркасом на Эльбрусе, на высоте 4200 метров несколько ночей в довольно свежую погоду, и палатка отлично справилась с этим испытанием. Правда, полиэтилен может здорово примерзнуть ко льду.

Обработка материала палатки

На природе, особенно в горах, палатка подвергается не только механическим нагрузкам, но и сильному солнечному излучению. Для противостояния ультрафиолету и лучшей влагозащиты большинство палаток имеют дополнительную обработку ткани. Лучше всего ультрафиолету и влаге сопротивляется силиконовое покрытие. Для внутренней пропитки и пропитки дна часто используют полеуретановое покрытие ткани. Разные виды покрытия имеют свои преимущества и недостатки, на которых мы не будем останавливаться в обзорной статье. Также нелишним будет огнезащитная пропитка тента и внутренней палатки. Это поможет избежать повреждений от искр или неаккуратного обращения с огнем внутри.

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ

ГОТОВКА ПИЩИ В ПАЛАТКЕ

Будьте очень внимательны и осторожны! Без крайней необходимости избегайте пользоваться горелками внутри палатки. Если этого не избежать, готовьте в тамбуре, предварительно убедившись, что туда поступает много воздуха и что никакая часть горелки или посуды не контактирует с материалом палатки. Избегайте готовки в палатке на интегрированных системах, таких как джетбойл, реактор и похожих - они крайне опасны. Известно множество несчастных случаев, связанных с этим.

УПАКОВКА ПАЛАТКИ В ПОХОДЕ

Вам вовсе не обязательно всегда складывать палатку в чехол. Вы можете разделить части палатки и нести их отдельно друг от друга. Мокрый тент можно размещать на рюкзаке во время движения для просушки. Пакуя палатку без чехла в рюкзаке убедитесь, что она не будет повреждена острыми предметами.

УХОД ЗА ПАЛАТКОЙ

Современные палатки изготавливаются из синтетических материалов, они очень неприхотливы и требуют минимум ухода. При этом могут служить вам очень долго. Все же, палатку нужно, как минимум, сушить после похода. При складывании избегайте стереотипных (привычных) перегибов - в одних и тех же местах. Ремонтируйте палатку как можно быстрее после возникновения повреждения, используйте подходящий ремкомплект.

СЕЗОННОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Весьма условная характеристика. Экстремальные палатки часто обозначают как «всесезонные», при этом использование их летом часто некомфортно. В тоже время двух-трехсезонные палатки часто успешно используют зимой и в горах. Тем не менее, следует понимать некоторые вещи. Так, одной из основных характеристик, определяющей возможности использования, является ветроустойчивость. Палатку со слабым каркасом и большой парусностью вряд ли стоит брать для сложной погоды, она не сможет противостоять повышенной ветровой и снежной нагрузке. Если у вас теплый спальник, вы можете использовать палатку с большим количеством сетки внутри в холодных условиях, но при этом важно, чтобы у нее хватило прочности, а тент как можно ниже доставал до земли. Против убеждений некоторых туристов, снежная юбка вовсе не обязательный атрибут «зимних» палаток, хотя часто от нее может быть много пользы в снегу и при сильном ветре. Тем не менее, многие очень известные производители продают «зимние» палатки без снежных юбок. Опытные туристы знают, что хорошая ветрозащитная стенка часто может быть более важным фактором, чем юбка или очень прочная палатка.

Вы должны понимать, что современные супер технологичные палатки сегмента «ультралайт» могут не выдержать серьезных нагрузок и учитывать это в своих путешествиях. Также нужно знать, что даже самая дорогая, тяжелая и прочная суперэкстремальная палатка может быть порвана и просто уничтожена ураганным ветром.

Туристическая мудрость, знания и развитая интуиция часто более важны, чем самое новое и дорогое снаряжение. А в ожидании прихода всех этих важных качеств и получения необходимого опыта старайтесь использовать снаряжение строго по назначению, учитывать позиционирование производителя и всегда руководствоваться здравым смыслом.

Удачного вам выбора и приятных путешествий!

Для начинающего туриста конденсат, образовавшийся ночью на внутренней стороне палатки, может оказаться очень неприятным сюрпризом. Можно элементарно проснуться утром в луже, в мокром спальнике. Чтобы не попасть в такую неприятную ситуацию, нужно знать почему в палатке образуется конденсат и как от него избавиться. Об этом сегодняшняя статья.

Почему в палатке образуется конденсат

Причины этого явления кроются в элементарной физике. Влага, содержащаяся в воздухе конденсируется в виде капель на более холодных предметах. Примером тому может служить запотевание окон от дыхания в холодной машине зимой. Ненагретое автомобильной печкой стекло намного холоднее выдыхаемого вами воздуха, который, в свою очередь, перенасыщен влагой из лёгких. В результате окна «потеют».

То же самое происходит и в палатке. Воздух снаружи ночью значительно остывает. Внутри палатки теплее из-за выделяемого вашим организмом тепла и вашего дыхания. Из-за дыхания влажность воздуха в палатке так же повышена. В результате на внутренней стороне тента конденсируются капельки влаги и по стенкам стекают вниз.

Конденсат в однослойной палатке

В однослойной палатке образование конденсата ночью может превратиться в настоящий потоп. Организм человека за ночь через дыхание и испарение с кожи выделяет около 250 грамм влаги. Так как в однослойных палатках боковые стенки переходят сразу в непромокаемое дно, то стекающему конденсату просто не куда деваться и он накапливается на дне палатки в виде лужи. Если ночью вы нечаянно прикоснётесь спальником к боковой стенке палатки, то стекающий конденсат будет впитываться прямо в спальник.

Конденсат в двухслойной палатке

В конструкции двухслойных палаток сделано так, что внешний тент не имеет дна, которое, в свою очередь, есть у внутренней палатки. Таким образом, если даже образовался конденсат на внутренней стороне тента, он беспрепятственно стекает на землю, не попадая во внутреннюю палатку. Тут, правда, есть один важный нюанс: внутренняя палатка ни где не должна касаться наружного тента и быть на некотором расстоянии от него. При правильной установке палатки обычно ни каких проблем с этим нет.

Что делать, если образуется конденсат внутри палатки

Избавиться от конденсата в палатке можно только проветриванием. Во многих однослойных палатках с этим могут быть проблемы. Из-за москитной сетки проветривание может оказаться недостаточным, а саму сетку открыть нельзя из-за комаров и мошки. Тут уж ни чего не поделаешь. Придётся как-то постараться изолировать спальник от краёв палатки, чтобы он не намок. Но с тента капли могут просто капать прямо на вас, не стекая по стенкам. Ну, что тут сделаешь, остаётся только посочувствовать.

Совсем другое дело в двухслойных палатках. В верхней части тента у них, как правило, есть пара вентиляционных окошек, которые можно открыть для проветривания или закрыть, если оно не нужно. Кроме того, сам внешний тент не касается земли. При открытых вентиляционных окошках создаётся небольшая тяга (как в печной трубе). Воздух затягивается под нижний край тента и выходит через вентиляцию. Тем самым из палатки выдувается излишне влажный воздух и вероятность образования конденсата значительно меньше.

У многих двухслойных палаток, предназначенных для зимних условий, по нижнему краю внешнего тента есть снежная юбка, которая закрывает щель между тентом и землёй. Для лучшей вентиляции эту юбку нужно подвязывать повыше, чтобы образовался зазор для доступа воздуха.

Нужно так же отметить, что если влажность воздуха снаружи так же очень высокая, то даже проветривание не спасёт вас от влаги и конденсата. Если конденсат не накапает сверху, так вещи просто станут влажными напитавшись влагой из воздуха и утром вам в любом случает придётся всё как-то сушить у костра.

И кстати, старайтесь не сворачивать влажную от конденсата палатку. Утром откройте выходы полностью и дайте палатке просохнуть на солнце и ветру, а потом уже сухую сворачивайте. Если так получилось, что срочно пришлось сворачивать лагерь и вы собрали мокрую палатку, нужно обязательно при первой же возможности позже как следует просушить её.

У вас недостаточно прав для комментрирования

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.