Альпийские горные перевалы. Проход Льюиса-самый северный альпийский перевал Перевалы в альпах на карте

Речь пойдет о самом красивом месте в Австрии - фантастические альпийские горные перевалы. Во-первых, дороги проложены в очень красивых местах, во-вторых, европейцы позаботились о том, чтобы туристам тут было максимально комфортно.Австрийцы в этом плане нисколько не отстают от Швейцарии. Сегодня я расскажу про один из самых живописнейших горных маршрутов Австрии - панорамную дорогу Гроссглокнер. Добро пожаловать в Австрию!


Мы направились в австрийский городок Лиенц, который находится совсем недалеко от дороги Гроссглокнер. Часть пути пришлось преодолевать уже по темноте: Лиенц и Доломитовые Альпы мы почти не увидели. Заночевали мы в небольшом загородном отеле на окраине Лиенца.


Как приятно проснуться рано утром, выйти из отеля и вдохнуть холодного горного воздуха. Это непередаваемые ощущения!




Европейцы, как правило, встают очень рано, особенно в сельской местности.

Деревушка, в которой мы заночевали, называется Лавант. Здесь есть приходская церковь Святого Ульриха, расположенная на горе:


Подниматься туда мы не стали, но вот фотография внутреннего убранства церкви из Wiki, ну разве не круто?


В фонтане напротив входа в отель кто-то оставил охлаждаться несколько ящиков пива:







Начиная от Лиенца, дорога плавно поднимается в горы и проходит по красивейшим местам с обилием смотровых площадок.





Непосредственно сама панорамная дорога Гроссглокнер начинается от городка Хейлигенблут, в 40 км от Лиенца.








Дорога получила свое название в честь самой высокой горы Австрии - Гроссглокнер, высота которой 3798 м. Вот она впервые появляется в поле зрения (заснеженный пик):


Дорога Гроссглокнер не является обычной дорогой утилитарного назначения, скорее это туристическая достопримечательность. Для более быстрого передвижения используется скоростная автомагистраль А10.




Панорамная дорога представляет собой серпантин из 36 поворотов, длиной около 48 км. В самом начале дороги она имеет небольшое ответвление, которое ведет к леднику Пастерце и центру кайзера Франца Иосифа. Там находится максимальная точка приближения к Гроссглокнеру.


Ну вот мы наконец-то и на самой дороге. Немного исторических фактов: она была запущена в эксплуатацию в 1935 году. Однако, когда в 1924 году группа австрийских экспертов представила план строительства дороги через перевал Хохтор, к нему отнеслись со скептицизмом. В то время в Австрии, Германии и Италии было всего 154 тыс. частных автомобилей, 92 тыс. мотоциклов, и 2000 км асфальтированных дорог. Австрия страдала от катастрофических экономических потерь в Первой мировой войне, сократила в семь раз свои размеры, потеряла свои международные рынки и страдала от разрушительной инфляции.


Даже простой проект гравийной дороги шириной 3 метра с разъездами оказался слишком дорогим. Импульс для строительства дороги, которая должна была открыть бесплодную альпийскую долину для моторизованного туризма, дал спад на фондовом рынке в Нью-Йорке в 1929 году. Эта катастрофа сильно встряхнула бедную Австрию. В течение трех лет объем производства упал на четверть. Тогда правительство возродило проект Гроссглокнер для того, чтобы дать работу 3200 (из 520 тысяч!) безработным. В новом проекте дорога была расширена до 6 метров, рассчитывая на 120 тыс. посетителей в год. Государство решило восполнить затраты на строительство путем введения платы за пользование дорогой.


30 августа 1930 года в 9:30 утра был произведен первый взрыв горной породы. Четыре года спустя глава правительства Зальцбурга впервые проехал по новой. Еще через год высокогорная дорога Гроссглокнер была введена в эксплуатацию. И уже на следующий день на ней провели международные автомобильные и мотоциклетные гонки Grossglockner Races.


Затраты на строительство оказались меньше чем планировалось, а посещаемость в первые годы значительно превысила самые оптимистичные оценки. В дальнейшем проводилась поэтапная модернизация дороги. Увеличивалась ее ширина и количество парковок, расположенных в самых живописных местах.


С первого дня эксплуатации проезд по дороге был платным. Сейчас стоимость проезда составляет в среднем 20-50 евро, в зависимости от срока действия билета и типа транспорта. Стандартный билет для легкового автомобиля на 1 день стоит 32 евро.




Дорога открыта для туристов с мая по октябрь. Зимой проезд закрыт, поскольку высота выпавшего снега часто превышает 10 метров.

За очередным поворотом открывается шикарный вид на ледник и вершину Гроссглокнер. Ледник Пастерце - крупнейший в Австрии, его длина составляет около 9 км.


Таяние ледника началось еще в 1856 году из-за высоких летних температур и малого количества зимних осадков.






Несмотря на рекордные значения летних температур в Европе, учёные из Швейцарской академии естественных наук объясняют таяние ледников долговременными изменениями климата.






Найдите на этой фотографии двух туристов:


Ответвление дороги приводит в итоге к центру кайзера Франца Иосифа. Кроме стандартной туристической инфраструктуры (рестораны, туристический центр), здесь можно обнаружить несколько экспозиций, например, музей ледника и вершины Гроссглокнер. Есть даже музей истории автомобилей, хотя я не нашел информации о нем в интернете. Судя по всему, это временная экспозиция. Вообще, дорога Гроссглокнер притягивает владельцев винтажных автомобилей со всей Европы, но об этом позже.


Это место посещает огромное количество туристов, поэтому здесь организовано несколько вместительных парковок, в том числе одна многоуровневая.




Подавляющее число туристов - пенсионеры. Они сидят на веранде ресторана, греются на солнышке и обедают. Счастливая старость!


Впервые Гроссглокнер был покорен в 1800 году. Первая попытка восхождения была предпринята годом ранее, но потерпела неудачу из-за испортившейся погоды. Через день после первого восхождения на вершине был поставлен деревянный крест. В 1879 году он был обновлен и посвящен 25-й годовщине брака императора Франца Иосифа I и императрицы Елизаветы, которые посещали Гроссглокнер в 1865 году.


Название Glocknerer впервые появилось на картах в 1561 году. Гроссглокнер впервые описал в своей книге Бальтазар Аке: естествоиспытатель, геолог, географ, врач, учёный, которого считают пионером альпинизма. Интересно, что до 1918 года гора находилась в частной собственности. В настоящее время Гроссглокнер принадлежит Австрийскому альпийскому сообществу.


При максимальном приближении предыдущей фотографии можно увидеть как в данный момент большая группа альпинистов покоряет вершину. Сейчас на Гроссглокнер ежегодно совершается около 5000 восхождений.




По одной из версий происхождения названия, вершина Гроссглокнер издали похожа на перевернутый большой колокол (нем. große Glocke): мменно поэтому гору прозвали «большой колокольней». По другой версии, на одном из местных диалектов «glockner» звучит как «klocken», что означает «шуметь, грохотать» - Гроссглокнер не раз пугал грохотом падающих камней.




Пока часть туристов посещает экспозиции и сидит в кафе и ресторанах, другая часть наблюдает за альпийскими сурками.

Альпийский сурок - типичный представитель фауны ледникового периода, который ранее обитал на европейской низменности. Сегодня его ареал ограничен высокогорными районами, так как только здесь остались подходящие условия обитания.


Зверьки прекрасно себя чувствуют рядом с туристами и охотно принимают подношения.


Зимняя спячка продолжительностью от 6 до 7 месяцев позволяет сурку обходиться без пищи в течение длительного времени и существовать исключительно за счёт собственных запасов жира.




Альпийских сурков можно встретить на каменистых склонах на высоте от 600 до 3200 м над уровнем моря. При благоприятных условиях на 1 кв. км обитают от 40 до 80 зверьков.




Почуяв опасность, сурки встают на задние лапы, чтобы лучше обозревать окрестности, и заметив хищника, издают громкий свист, слышный на большом расстоянии.


Пора продолжить движение. Высшая точка панорамной дороги Гроссглокнер - перевал Хохтор, который находится на высоте 2504 метра.




Ежегодно здесь выпадает до 10 метров снега. Сразу после запуска дороги в эксплуатацию снег убирали вручную(!): за два весенних месяца 350 мужчин убирали лопатами 250 тыс. кубометров снега, для сохранения по крайней мере одной полосы для движения.



Начиная с середины века автоматизированная техника убирает до 800 тыс. кубометров снега за сезон. Это позволило увеличить период доступности дороги до 276 дней в году.




Увеличение числа посетителей сделало возможным поэтапную модернизацию дороги. Сейчас ее ширина составляет 7,5 метров. Годовая пропускная способность увеличена до 350 тыс. автомобилей.




Дорога открыта только в дневное время. В 21:30 въезд на дорогу закрывается, посетители допускаются за 45 минут до закрытия.





Ежегодно дорога принимает около миллиона человек. Здесь проходят этапы профессиональных велогонок, а многие европейские автопроизводители любят обкатывать на крутых горных склонах последние модели автомобилей.




Гроссглокнер дважды становился одним из этапов знаменитой велогонки Джиро д’Италия: в 1971 и 2011 годах.







Гроссглокнер - место паломничества владельцев винтажных автомобилей со всего света. В 30-х годах, сразу после открытия дороги, здесь проводились ставшие уже легендарными автомобильные и мотоциклетные гонки (в 1935, 38 и 39 годах).




Гонки были прерваны начавшейся Второй мировой войной и с тех пор больше не проводились.


Сейчас по выходным на дорогу Гроссглокнер выезжают владельцы винтажных автомобилей любых марок и годов выпуска.


Существуют даже специальные групповые туры на ретро автомобилях вокруг Гроссглокнера. Они рассчитаны на 3-10 дней, стоимость одного дня - от $250 до $450.







Фурка, Гримзель, Сан-Бернардино - эти и многие другие перевалы в Швейцарских Альпах регулярно попадают в списки самых красивых дорог мира. Режиссеры приезжают сюда снимать захватывающие сцены погони, а автомобилисты мечтают испытать здесь свои способности. Этот гид поможет выбрать один из живописных маршрутов через горные перевалы, покрытые льдом кристальные озера, маленькие деревушки и старинные города. Перед выездом не забудьте проверить статус дорог: в связи с погодными условиями перевалы периодически бывают закрыты.

Это один из самых известных перевалов в Альпах. Он знаменит своими крутыми поворотами и невероятными видами на заснеженные вершины и реки. Остановитесь на южной стороне Зустена, чтобы сделать пару фотографий ледника Штайн.
После съезда с перевала продолжайте следовать по трассе 11.
Вскоре вы прибудете в Нессенталь, где нужно припарковать машину, сесть на фуникулер и подняться к мосту Трифт.
Еще недавно туристы переходили через ущелье к хижине Трифт прямо по одноименному леднику, но из-за глобального потепления ледник начал таять с невероятной скоростью. В 2004 году здесь открыли подвесной мост Трифт, по которому путешественники теперь добираются до другой стороны ущелья. Трифт находится на высоте 100 м над одноименным озером, а его длина составляет 170 м, что делает его самым длинным подвесным мостом в швейцарских Альпах. На другой стороне моста начинаются интересные прогулки по заснеженным вершинам.
Поездку лучше предпринять с июня по октябрь, когда открыты мост Трифт и перевал Зустен.

Сен-Готард - один из самых захватывающих перевалов в Альпах. Несчетное количество поворотов, за каждым из которых открывается новый вид, - отличное развлечение для опытного автомобилиста.

Извилистый перевал, к которому по трассе 19 можно добраться из Андерматта - самой большой деревни долины Урзерн и популярного горнолыжного курорта. Этот перевал не раз попадал в топ самых живописных дорог, в основном благодаря невероятному виду на одноименное озеро.
После пересечения перевала по той же трассе 19 через Дисентис и Лаакс вы доберетесь до одного из самых красивых озер Швейцарии - Крестазе.
Это бирюзовое прозрачное озеро находится в окружении нетронутой природы. Вода прибывает из подземных источников - отсюда кристальная чистота. Озеро не глубокое и хорошо прогревается солнцем, поэтому оно идеально подходит для купания в теплые летние дни.

Альтдорф - центральный город кантона Ури. По легенде, здесь Вильгельм Телль, знаменитый стрелок и борец за независимость Швейцарии, сбил стрелой яблоко с головы собственного сына. В честь этого события в конце 19 века в городе установили памятник - внушительного вида бронзовую скульптуру, на которую тоже интересно взглянуть. Но и кроме исторических достопримечательностей в Альтдорфе есть на что посмотреть - альпийская природа здесь невероятно красиво сочетается со старинной архитектурой. Расположенный среди гор на берегу озера Люцерн, которое не замерзает даже зимой, это один из самых живописных городов страны.
Отсюда по трассе 17 отправляйтесь в сторону перевала Клаузен. Он станет хорошим испытанием ваших водительских способностей: Клаузен насчитывает около 100 поворотов. Продолжайте двигаться по трассе 17, пока не доедете до города Линталь. Здесь припаркуйте машину и отправляйтесь к подъемнику, который поднимет вас к деревне Браунвальд.
В Браунвальде запрещены машины, крыши пряничных домиков покрыты белым пушистым снегом, а пешеходные тропы ведут к уникальным природным достопримечательностям. Например, к горным вершинам и водопаду Берглиштубер, от вида которого захватывает дух,
Перед поездкой проверьте, открыт ли перевал.

Этот перевал находится на самой границе с Италией и известен не только своими крутыми поворотами и незабываемыми видами на Альпы. Именно здесь еще в Средневековье начали разводить одноименную породу собак - сенбернаров. В Швейцарии к этим собакам относятся с особым почтением: они спасли огромное количество людей, помогая в поиске пропавших после схода лавин. Здесь даже сохранился питомник сенбернаров, где можно поиграть со щенками.

Это очень популярный маршрут, который включает в себя сразу три перевала, - Фурка, Гримзель и Зустен.
Из Андерматта следуйте по указателям в сторону Фурка. Это, пожалуй, самый известный перевал Швейцарии. Журнал Top Gear назвал его одной из лучших дорогой для автомобилистов. С высоты 2,429 м открывается невероятный вид на горы и долины. Отсюда дорога ведет вниз, в сторону перевала Гримзель через Обервальд - приветливый маленький альпийский городок. Если спуск по Фурке показался вам слишком сложным, это отличное место, чтобы передохнуть. Дальше следуйте через перевал Гримзель. Он проходит по лесистой местности, а по сторонам открываются виды на живописные озера и водопады. Рядом находится еще один перевал, Зустен. Добраться к нему можно через городок Майринген.
Его главная достопримечательность - Рейхенбахский водопад, место “смерти” Шерлока Холмса. От Майрингена к Зустену дорога проведет вас через 25 мостов, с каждого из которых открывается захыватывающих вид на Альпы. У самого перевала находится знаменитый Каменный ледник (Steingletscher) - масса льда, зажатая в ущелье, которая в длину достигает четырех километров. Здесь тоже стоит остановиться на небольшую экскурсию.

Из очаровательного Брига с его уютными пряничными домиками и кафе отправляйтесь по шоссе 9 к перевалу Симплон. История города неразрывно связана с перевалом - через него осуществлялось сообщение с Римской империей. При Наполеоне перевал был расширен до современных размеров.
Из Брига дорога ведет вверх, по направлению к Симплону. На половине пути вы пересечете мост Гантер через одноименную долину. Этот элегантный и современный мост высотой 2005 м был построен в память о Второй мировой войне.
Далее перевал спускается в широкую долину Крамбах, и отсюда дорога ведет к деревне Симлон, расположенной на идиллическом, покрытом снегом альпийском лугу и окруженной горами. Насладитесь свежим морозным воздухом и выпейте стакан свежего молока.
Перевал, как правило, открыт зимой, но все же лучше свериться со статусом дорог.

Лугано - самый большой город итальянского кантона Тичино. Зимой здесь особенно интересно прогуливаться мимо заснеженных пальм и едва покрытого льдом озера Лугано. Влияние соседней Италии прослеживается в кухне местных ресторанов, где можно остановиться на завтрак или ланч.
Из Лугано по трассе А13 езжайте в сторону Беллинцоны, еще одного итальянского городка. Посмотрев на средневековые замки, следуйте по той же трассе в сторону перевала Сан-Бернардино. Он начинается у одноименной деревни. Если вы любитель и знаток природы, остановитесь здесь, чтобы прогуляться между укутанными снегом соснами и полюбоваться уникальной природой.
Сан-Бернардино - один из самых легких альпийских перевалов. С обеих сторон открывается вид на водопады и впечатляющие скалы.
После перевала следуйте по той же дороге к горе Беверин с одноименным парком, который располагается на более чем 300 кв. км площади. Живописную зимнюю прогулку можно начать у деревни Тузис.
Перевал Сан-Бернардино закрыт с ноября до весны, пока не сойдет снег.

Маршрут через горы от одного картинного озера к другому начинается в Люцерне, на берегу одноименного озера, и следует к Бриенцу через перевал Брюниг. По пути к перевалу вы проедете еще два красивых озера - Зарнен и Лунгерн. Спустя множество поворотов, позади останется граница кантона Обервальд, и вы прибудете в кантон Берн. Впереди - городок Бриенц на берегу заснеженного озера. Романтичнее места не придумать.

Перевал Фурка появлялся в фильмах о Бонде, и не просто так: его крутые повороты ведут к Ронскому леднику. Даже с дороги вид на ледник незабываемый, но все же здесь лучше остановиться, чтобы посетить ледяную пещеру. Преодолев перевал, следуйте по той же трассе в сторону Брига. Остановитесь в этом пряничном городке на обед или чашку кофе и прогуляйтесь по его старинным улочкам.
Перед поездкой лучше проверить, открыт ли перевал. Если нет, - можно преодолеть его по тоннелю на специальном поезде, который перевозит автомобили под перевалом.

Географическое положение

Альпы изучены очень детально. Начиная с середины прошлого столетия ученые разных стран глубоко и всесторонне исследовали их. На примере Альп изучены особенности строения кайнозойских горных систем Европы и впервые отмечена их шарьяжная (покровная) структура, создана схема четвертичного горного оледенения, изучены закономерности горного климата и растительности. Многие результаты исследований, полученные в Альпах, были затем использованы при изучении других горных систем. Альпы дали богатейший материал для развития географии и сопредельных с ней наук. Такие понятия, как «альпийская складчатость», «альпийские луга», наконец, даже «альпинизм» давно уже стали не региональными, а нарицательными.

На территории Альпийской горной страны целиком расположены Швейцария и Австрия. Северные ее части входят в пределы Федеративной Республики Германии, западные - в пределы Франции, южные - Италии. Восточные отроги Альп заходят на территорию Венгрии, юго-восточные хребты - в Словению. Иногда говорят о Швейцарских, Французских, Итальянских Альпах и т.д. Однако это деление по государственной принадлежности той или иной части Альп не всегда соответствует их природным различиям.

Геологическое строение и рельеф

Геологическое строение, орография и геоморфологические особенности региона очень разнообразны. Собственно Альпы начинаются у берегов Средиземного моря системой Приморских Альп, граничащих с Апеннинами. Затем они тянутся по границе Франции в меридиональном направлении в виде Коттских и Грайских Альп, которые сложены кристаллическими породами и достигают большой высоты. Особенно выделяются массивы Пель-Ву (4102 м), Гран-Парадизо (4061 м) и самый высокий пятиглавый Монблан (4807 м), расположенный на границе между Францией, Италией и Швейцарией. В сторону Паданской низменности эта часть Альп обрывается круто, без предгорий, и поэтому выглядит с востока особенно грандиозно. С запада полосу высоких кристаллических массивов окаймляет система средневысотных горных хребтов, сложенных известняками. Такие хребты обычно называют Предальпами.

От массива Монблан Альпы резко поворачивают на восток, достигая в Швейцарии предела средней высоты. Здесь прослеживаются два параллельных ряда мощных хребтов, сложенных кристаллическими породами и известняками. Особенно величественны Бернские и Пеннинские Альпы, разделенные продольной долиной верхней Роны. В этой части гор поднимаются покрытые ледниками массивы Юнгфрау (более 4000 м), Маттерхорн (4477 м) и второй по высоте массив Альп - Монте-Роза (4634 м). Несколько ниже параллельные хребты Лепонтинских и Гларнских Альп, между которыми пролегает долина верхнего Рейна. Долины Роны и Рейна разделяет мощный Готардский массив, который является горным узлом и водоразделом Швейцарских Альп. С севера и юга полосу высокогорных хребтов сопровождают известняковые и флишевые Предальпы (Швейцарские на севере и Ломбардские на юге).

В средней части Альпы пересечены глубокой тектонической долиной, которая проходит от Боденского озера к озеру Комо. Это важная орографическая и географическая граница, разделяющая Альпы на Западные и Восточные. Восточные Альпы шире и ниже Западных, геологическое строение их также несколько иное. На крайнем востоке хребты Альп расходятся веерообразно, приближаясь на севере к Дунаю, а на юге заходя на северо-запад Балканского полуострова. Наиболее высока осевая зона хребтов Восточных Альп, сложенная кристаллическими породами. Но нигде на востоке Альпы не достигают такой высоты, как на западе. Только массив Бернина в Италии несколько превышает 4000 м, остальные же вершины значительно ниже. Эцтальские Альпы и Высокий Тауэрн в Австрии достигают 3500-3700 м, а на крайнем востоке высота гор редко превышает 2000 м. К северу и югу от центральной кристаллической зоны тянутся менее высокие хребты Предальп, сложенные известняками, доломитами и флишем.

Альпийская горная система, несмотря на свою высоту и значительную ширину, не представляет серьезного препятствия для восхождения. Это объясняется большой тектонической и эрозионной расчлененностью гор, обилием удобных проходов и перевалов. С глубокой древности через Альпы проходили важнейшие пути, связывавшие страны Средней Европы со Средиземноморьем. В настоящее время через Альпы проложены многочисленные железные и шоссейные дороги с оживленным движением. Наибольшее значение имеют перевалы Фрежюс на высоте более 2500 м, через который идет дорога из Турина на Париж, и Большой Сен-Бернар на высоте более 2400 м между Монбланом и Пеннинскими Альпами, соединяющий Швейцарию с Италией. Большое значение имеют также перевалы Симплон и Сен-Готард. Последний получил известность благодаря беспримерному переходу Суворова через Альпы в 1799 г. В Восточных Альпах наиболее удобен невысокий (1371 м) перевал Бреннер. Через него прошла первая альпийская железная дорога, построенная в 1867 г. Во второй половине XIX в. железные дороги пересекли почти все важнейшие альпийские перевалы. При строительстве этих дорог потребовалось проложить большое число туннелей, в результате чего были выявлены многие особенности геологического строения Альп. В настоящее время построен туннель под Монбланом на автомобильной дороге, соединяющей Францию с Италией. Альпы возникли в результате столкновения континентальных плит Евразии и Африки на месте закрывшейся части Тетиса. Результатом этого явились обширные опрокинутые покровные складки, включающие фрагменты океанской коры, из которых состоят хребты Альпийской горной системы. Большую роль в создании очень разнообразного рельефа Альп наряду со складкообразованием в мезозое и палеогене сыграли мощные вертикальные движения в конце неогена - начале четвертичного периода, а затем сильная эрозионная деятельность и воздействие древнего оледенения, которое в Альпах было особенно мощным.

Полосу наиболее высоких хребтов и массивов, сложенных кристаллическими породами и отчасти известняками, отличают острые, зубчатые линии гребней с отдельными вершинами, изъеденными крупными цирками, крутые, обрывистые склоны, лишенные растительности, висячие глубокие долины, огромные языки ледников. Для более низких частей и окраинных хребтов Предальп характерен рельеф средневысотного типа с закругленными вершинами и мягкими очертаниями склонов. Долины там широки и террасированы, с озеровидными расширениями. На севере, у подножия Альп, в треугольнике между ними, Юрскими горами и долиной верхнего Дуная расположено предгорное плато высотой 400-600 м, сложенное продуктами разрушения, некогда снесенными с горных склонов. Этот обломочный материал собран в поверхностные складки во время заключительных фаз орогенеза. Плато покрывают мощные накопления ледниковых отложений, оставленных альпийскими ледниками: конечно-моренные валы, скопления донной морены и массы зандровых песков. Альпийское предгорное плато расположено в пределах Швейцарии и Федеративной Республики Германии. Соответственно его меньшая западная часть называется Швейцарским плоскогорьем, а восточная - Баварским.

Швейцарское плоскогорье с севера окаймлено системой Юрских гор, представляющих собой передовую цепь Альпийской горной системы. Параллельные антиклинальные хребты с максимальной высотой более 1700 м, сложенные известняками юрского возраста, разделяют продольные широкие долины, заполненные флишем. Хребты пересечены узкими ущельями, соединяющими продольные долины между собой и создающими решетчатую эрозионную сеть. Склоны и вершины хребтов Юры изъедены карстовыми пещерами, воронками и подземными реками. Южные склоны Альп лишены предгорий. На востоке Предальпы, а на западе высокие кристаллические массивы обрываются к Паданской низменности, в пределах которой погружены южные окраины Альпийской горной системы. С начала кайнозоя на месте низменности существовал залив Адриатического моря, который постепенно был заполнен обломочным материалом, сносимым с Альп и Апеннин; бассейн осушился к концу неогена. Большая часть Паданской низменности находится ниже 100 м над уровнем моря. У подножия гор рельеф низменности холмистый, поверхность сложена крупнообломочным материалом, конечно-моренными отложениями и зандровыми песками. По направлению к долине По поверхность покрыта тонким слоем аллювиальных отложений, рельеф становится более плоским. Река По и многие ее притоки в нижнем течении протекают в естественных дамбах выше окружающей местности. При впадении в Адриатическое море По образует большую быстрорастущую дельту. Вдоль плоского лагунного побережья низменности группируются песчаные косы и острова. В одной из лагун на многочисленных островах, разделенных проливами, расположена Венеция. Проливы являются улицами, поэтому Венеция производит впечатление города, поднявшегося из моря. В настоящее время наблюдается прогрессирующее опускание побережья, что грозит затоплением значительной части города.

Полезные ископаемые

Альпийская горная страна не располагает большими запасами минерального сырья. Полезные ископаемые сосредоточены в Восточных Альпах и связаны с породами центральной кристаллической зоны. Это - месторождения железных и медных руд и магнезита в Австрии. В котловинах Восточных Альп в осадочных отложениях имеются небольшие месторождения бурого угля и соли.

Климатические условия

Альпы, поднимаясь на пути влажных западных воздушных течений, являются крупным конденсатором влаги. Особенно много осадков получают северные и западные окраинные хребты, от 1500 до 3000 мм в год, преобладает туманная и облачная погода. Внутренние хребты, замкнутые долины и котловины получают значительно меньше влаги (менее 1000 мм). Наибольшее количество осадков выпадает до высоты 1500-2000 м, где находится зона максимальной облачности. Выше этой зоны погода бывает более сухой и ясной. На склонах Альп отчетливо выражена высотная климатическая поясность, проявляющаяся в переходе от теплого умеренного и даже субтропического климата южных предгорий к суровому высокогорному климату верхних частей гор с частыми морозами, метелями, снегопадами и мощным оледенением. Характерны отличия в климатических условиях склонов разной экспозиции, замкнутых долин и котловин. Последние имеют климат с отчетливым континентальным оттенком, зимними инверсиями температуры и меньшим количеством осадков.


В зимнее время в Альпах накапливается огромная масса снега. В отдельные годы его бывает такое количество, что альпийские перевалы становятся недоступными, на железных и автомобильных дорогах на некоторое время прекращается движение. Весной во многих районах сходят снежные лавины, причем лавиноопасность усиливается из-за чрезмерной вырубки лесов. Для Альп характерны местные ветры, из них особенно большое значение имеют фены, которые возникают в переходные сезоны в связи с разностью давлений у северного и южного склонов. На северных склонах фены проявляются как сухие и теплые нисходящие ветры, приносящие теплую и ясную погоду, ускоряющие таяние снегов и наступление весны, а осенью способствующие созреванию урожая. Но иногда последствия фенов бывают катастрофическими, так как усиленное таяние снегов вызывает наводнения, обвалы и разрушение дорог.

На климат равнинных районов, расположенных у северного и южного подножий Альп, определенное влияние оказывают горы, что, прежде всего, выражается в увеличении осадков. Предальпийское плато и Паданская низменность получают от 800 до 1200 мм осадков в год. Оба эти района имеют умеренный климат с некоторыми чертами континентальности, только климат Паданской равнины более теплый и благоприятный для сельского хозяйства, чем климат Предальпийского плато.

Растительность

Альпы - лесной регион. Однако современная картина их почвенно-растительного покрова исключительно пестра. Это, с одной стороны, результат естественных условий и проявления высотной поясности; с другой - следствие очень глубокого изменения природных условий под влиянием человека. На Баварском плоскогорье, менее заселенном, чем Швейцарское, есть лиственные и смешанные леса, чередующиеся с участками торфяных болот. Значительные площади возделаны. На Швейцарском плоскогорье с более теплым климатом в естественном почвенно-растительном покрове преобладали дубово-буковые леса на буроземах. Но природные ландшафты там почти не сохранились. Плоскогорье густо заселено - здесь сосредоточено почти все население Швейцарии. Большая часть территории занята посевами зерновых, сочными сеяными лугами и плодовыми садами. Наиболее теплолюбивые культуры, например виноград, сажают по берегам озер. Склоны Юрских гор покрыты буковыми лесами. Долины населены и возделаны, прекрасные луга на вершинах хребтов служат летними пастбищами.

Естественная растительность Паданской низменности - буковые леса на лесных бурых почвах - совершенно истреблена. Ее природные условия исключительно благоприятны для земледелия, поэтому она издавна заселена и занята полями и виноградниками. В садах и вокруг селений растут лавры, гранатовые и фиговые деревья, кипарисы. На полях среди пшеницы и кукурузы поднимаются плодовые деревья, виноград часто вьется по стволам вязов и шелковиц. С полей снимают по 2-3 урожая в год. Это приводит к сильному истощению почвы, плодородие которой не восстанавливается. Поэтому многие земли постепенно становятся непригодными для дальнейшего использования.

Наиболее сложна картина почвенно-растительного покрова самих Альп, которые могут служить классическим примером высотной поясности гор приокеанического сектора умеренного пояса. Нижний пояс Альп, примерно до высоты 1000 м, очень разнообразен по климату и растительному покрову, его условия близки к условиям соседних равнин. На юге чувствуется влияние Средиземноморья и можно встретить субтропические типы почв и растительности. На западе по склонам поднимаются дубовые, каштановые и буковые леса на бурых лесных почвах, на севере - менее теплолюбивые смешанные леса на подзолистых почвах, с востока к Альпам подступает лесостепь. Этот нижний пояс, наиболее населенный и значительно изменивший свой естественный растительный покров, называют культурным поясом Альп.

На большой высоте климатические условия становятся более однообразными. До высоты примерно 1800-2200 м в полосе умеренной температуры и обильных осадков поднимается пояс лесов на горных буроземах и подзолистых почвах. Состав лесов изменяется с высотой, а также в зависимости от местоположения и экспозиции склонов. Во влажных местах, на тенистых северных склонах, распространен буковый лес, часто с примесью ели. Более высокие, сухие и солнечные склоны покрыты прекрасными елово-пихтовыми лесами. Во многих районах леса сведены. На обезлесенных склонах усиливаются процессы эрозии почвы, лавинная деятельность и другие явления, приносящие большой ущерб. Современная верхняя граница лесных массивов в Альпах в результате ежегодного выпаса скота в субальпийском поясе снижена почти на 100 м по высоте и почти нигде не зависит от природных условий.

Выше лесного выделяется субальпийский пояс, где кустарниковая растительность сочетается с пышными субальпийскими лугами и отдельными угнетенными деревьями. Росту деревьев препятствуют краткость вегетационного периода, сильные ветры, резкие колебания температуры и влажности. Наиболее благоприятен этот пояс для роста трав, которые достигают исключительной пышности и красоты. Распространены также заросли стелющихся или низкорослых кустарников, среди которых наиболее часто встречаются альпийский рододендрон с ярко-красными цветками, можжевельник и горная сосна с прижатыми к земле ветвями. Для собственно альпийского пояса на высоте до 2500-3000 м характерны полное отсутствие древесной растительности, преобладание низкорослых, редко растущих многолетних трав с яркими цветками, образующих так называемые «ковры» (матты), и распространение болот. Альпийский пояс постепенно переходит в пояс вечных снегов и льдов.

Разделяющих на две, отличающихся в климатическом отношении части, существует три горных прохода, которые соединяют восточное и западное побережье. На юге горного массива находится , в центре высокогорный , ну а дальше на севере горной цепи, лежит перевал Льюиса. Высота перевала Льюиса составляет 864 метра над уровнем моря. Он немного уступает самому высокому перевалу Артура, но выше перевала Хааст. Через перевал Льюиса, сквозь обширные буковые леса, проходит трасса №7, которая связывает регион с Западным побережьям. Перевал Льюиса находится между двумя горными реками. На северо-западе течет река Маруия , а с юго-востока протекает река Льюиса. По обе стороны перевала раскинулся густой буковый лес, как следствие влажного климата и частых дождей. Во время последнего ледникового периода, долины вокруг перевала были покрыты ледяным покровом, который после таяния оставил после себя отложения морены и гравия.

Местность в районе перевала менее крутая и более открытая, чем на других альпийских перевалах и поэтому маршрут через перевал Льюиса рассматривается как основной для транспортного сообщения между Кентербери и . Дорога от до перевала занимает два с половиной часа, а до можно добраться за часа полтора. В шестидесяти шести километрах на запад от перевала Льюиса расположился шахтерский городок , история которого связана с золотодобычей и золотой лихорадкой. Реефтон известен еще и тем, что это был первый город в и во всем Южном полушарии, улицы которого, в 1888-ом году были освещены электрической энергией.
Территория вокруг перевала Льюиса является заповедной зоной и охраняется государством, а также используется в туристических целях. Вокруг перевала есть целый ряд туристических маршрутов-треков . Недалеко возле перевала расположен совсем крохотный курортный поселок Маурия Спрингс. Он расположился на берегу реки Маруия , в окружении высоких, заснеженных горных вершин, среди густого букового леса. Здесь прекрасные виды первозданной природы, захватывающее созерцание речки и могучих горных пиков, курорт, славящийся горячими минеральными источниками, которые бьют глубоко из под земли, а также крытый бассейн, открытые бассейны, построенные из местного речного камня, баня, отель, ресторан, кафе и беспроводной интернет (в кафе). На языке маори Маруия означает защищенная или теневая, что свидетельствует о ее местонахождении, глубоко в долине, между гор.

Горный проход в северной части Южных Альп был известный местным маори. О нем знали давно и им пользовались. Маори ходили через него из Кентербери на Западное побережье в поисках зелено каменных пород. В районе реки Маурия еще первыми поселенцами были обнаружены места стоянок маори. Первым из европейцев обнаружил переход через горы инспектор отдела обследования провинции Генри Льюис, вместе с Кристофером Малингом в апреле 1860-го года. Именем первопроходца и был назван перевал. Когда началась , то старатели переходили из Кентербери на запад по проходу Льюиса. Но эта версия подвергается сомнению. В первые годы европейской колонизации островов район вокруг был самым изолированным местом в Новой Зеландии. Связь с внешним миром была ограничена морским путем. Сухопутная дорога с Крайстчерча в Нельсон составляла почти двести миль в длину. В восьмидесятые годы маршрут через перевал был обследован и началось строительство дороги. Ее строили долго, строительство было завершено в 1938-ом году. Дорога соединила Кентербери с Западным побережьем и Нельсоном и сыграла огромную роль в развитии Новой Зеландии.

Альпы - самый высокий и протяжённый горный хребет среди систем, целиком лежащих в Европе. При этом Кавказские горы выше, а Уральские - протяжённей, но они лежат также и на территории Азии. Альпы представляют собой сложную систему хребтов и массивов, протянувшуюся выпуклой к северо-западу дугой от Лигурийского моря до Среднедунайской низменности. Альпы располагаются на территории 8 стран: Франции, Монако, Италии, Швейцарии, Германии, Австрии, Лихтенштейна и Словении. Общая длина альпийской дуги составляет около 1200 км (по внутреннему краю дуги около 750 км), ширина до 260 км. Самой высокой вершиной Альп является гора Монблан с высотой 4810 метров над уровнем моря, расположенная на границе Франции и Италии. Всего в Альпах сосредоточено около 100 вершин-четырёхтысячников. Альпы являются международным центром альпинизма, горнолыжного спорта и туризма. Туризм в Альпах начал активно развиваться в XX веке и получил большой толчок после окончания Второй Мировой войны, став одним из главных направлений в конце столетия.

Пять стран из восьми (Швейцария, Франция, Италия, Австрия и Германия) были хозяйками Зимних Олимпийских игр, которые проводились в альпийских объектах. Несмотря на активное развитие туризма, в альпийском регионе по-прежнему существует самобытная традиционная культура, включая сельское хозяйство, деревообработку и сыроварение.
Благодаря расположению в центре Западной Европы, Альпы являются одной из наиболее изученных горных систем. Многие понятия названы по имени Альп, в частности, альпийский климатический пояс, период альпийской складчатости, альпийский тип рельефа, альпийские луга, альпинизм.

Единогласно принятого мнения по происхождению названия Альпы не существует.
По одной из версий, латинское слово Alpes, которое образовалось от Albus (Белый), использовалось ещё в I веке до нашей эры для обозначения гор, покрытых снегом. Другое предположение говорит о том, что название произошло от слов Al или Ar, что означало высокогорную местность. Слово Alpe в современном французском и итальянском языках означает Горная вершина, равно как и Alp в немецком.
Слово Alpeis, или Alpes, использовалось для обозначения высоких гор и горных массивов учёными Древней Греции и Древней Византии. В частности, Прокопий Кесарийский, византийский писатель VI века, называет в своих сочинениях Альпы и Пиренеи одним названием, Geminas Alpeis. Другие горы назывались схожими названиями (Карпатские горы - Basternikae Alpes). В неизменном виде это слово сохранилось в современном греческом языке - Άλπεις (Alpeis).
В кельтском языке также присутствовало слово Alpes, которым кельты называли все высокие горы. Далее оно трансформировалось в английское Alps. Предположительно, к кельтам оно попало из Римской империи.

География

Альпы - важный климатораздел Европы. К северу и западу от них располагаются территории с умеренным климатом, к югу - субтропические средиземноморские ландшафты. Осадков на наветренных западных и северо-западных склонах 1500 - 2000 мм, местами до 4000 мм в год. В Альпах расположены истоки крупных рек (Рейна, Роны, По, Адидже, правых притоков Дуная), а также многочисленные озёра ледникового и тектонико-ледникового происхождения (Боденское, Женевское, Комо, Лаго-Маджоре и другие).
Хорошо выражена высотная поясность ландшафтов. До высоты 800 метров климат умеренно тёплый, на южных склонах - средиземноморский, много виноградников, садов, полей, средиземноморские кустарники и широколиственные леса. На высоте 800 - 1800 метров климат умеренный, влажный; широколиственные леса из дуба и бука кверху постепенно замещаются хвойными. До высоты 2200 - 2300 метров климат холодный, с длительным залеганием снега (так называемый Субальпийский пояс). Преобладают кустарники и высокотравные луга, летние пастбища. Выше, до границы вечных снегов - так называемый альпийский пояс с холодным климатом, преобладанием низкотравных изреженных альпийских лугов, большую часть года покрытых снегом. Ещё выше - нивальный пояс с ледниками, снежниками, каменистыми склонами.

Климат

На север и запад от Альп располагаются территории с умеренным климатом, к югу - субтропические средиземноморские ландшафты. Климат различных альпийских регионов зависит от высоты, положения и направления ветра. Летом в Альпах бывают жаркие дни, которые меняются холодными вечерами. Утром в горах обычно солнечно, после обеда набегают облака. Зима приносит частые снегопады и продолжительные периоды низкой температуры. Климат на северной стороне Альп более холодный и влажный, а на южной наоборот - теплее и суше. Средняя температура июля - ниже +14 °C, января - до −15 °C. Выпадает 1000 мм осадков в год. Снег держится на равнинах от одного до шести месяцев в году. На протяжении большей части зимы в долинах держатся туманы. Для Альп характерны местные ветры. Важнейший из них - тёплый и сухой фён, который образуется в результате спуска воздушных масс по горным склонам и их сжатия, сопровождается адиабатическим нагревом. Это существенно повышает местную температуру, что приводит к резкому таянию снегов и частым лавинам, что представляет угрозу для жизни людей и может отрезать от внешнего мира целые горные районы. В то же время фён создаёт условия для земледелия на гораздо больших абсолютных высотах, чем в тех местах, где его не бывает.
Климат и почвенно-растительный покров Альп имеют чётко выявленную вертикальную зональность. Альпы разбиты на пять климатических поясов, каждый из которых отличается типом окружающей среды. Климат, растительный и животный мир имеют различия в разных климатических поясах Альп. Зона горного массива выше 3000 метров называется нивальной зоной. Эта область, которая имеет холодный климат, постоянно покрыта многолетним снегом. Поэтому в нивальной зоне практически отсутствует растительность.
Альпийские луга лежат на высоте от 2000 до 3000 метров. Эта зона является менее холодной, чем нивальная зона. Для альпийских лугов характерна специфическая, низкорослая, растительность, а также растительность, которая образует «травяные подушки». Это сближает данный тип экосистем с тундровыми, благодаря чему альпийские луга также называют «горной тундрой».
Чуть ниже альпийской зоны располагается субальпийский пояс, на высоте от 1500 до 2000 метров. В субальпийской зоне растут еловые леса, температура окружающей среды медленно повышается. Температура в субальпийском поясе поднимается летом максимум до +24 °C в жаркие солнечные дни, а обычно не достигает +16 °C. Заморозки возможны в любое время года.
На высоте от 1000 до 1500 метров расположена умеренная зона. Миллионы деревьев дуба растут в этой зоне. Также здесь занимаются сельским хозяйством.
Ниже 1000 метров - низменность, характеризующееся большим разнообразием растительности. Сёла также располагаются в низине, поскольку температурный режим является пригодным для жизнедеятельности людей и животных.

Флора Альп

В районах Альпийских гор учёными выявлено 13 000 видов растений. Альпийские растения сгруппированы по среде обитания и типу почвы, который может быть известковым (известняк) или не известковым. Растения обитают в различных диапазонах природных условий: от луга, болота, леса (лиственные и хвойные) и районов не затронутых осыпями и лавинами, до скал и хребтов. Благодаря наличию высотной поясности разнообразие и специфика альпийской флоры, в основном, зависит от высоты над уровнем моря. В Альпах встречаются самые разные биотопы - луга, которые покрыты цветами ярких расцветок в долинах, так и высокогорные районы, обладающие скромной растительностью. До высоты 2400 метров над уровнем моря растут хвойные деревья. Выше, до 3200 метров, ещё встречаются карликовые деревья. Одно из самых известных горных растений - это ледниковый лютик, который является рекордсменом среди растений и встречается до высоты 4200 метров. Небольшие группы растений встречаются на высоте 2800 метров. Многие из них, например, незабудочник и смолка, имеют особую подушковидную форму, которая защищает их от травоядных животных, живущих на этих высотах, и потери влаги. Таким образом молодые побеги также защищены от ветра и мороза. Известный эдельвейс покрыт слоем белых волосков, которые хорошо удерживают тепло.

Фауна Альп

Альпы являются средой обитания для 30 000 видов животных. Все млекопитающие живут в Альпах круглогодично, однако некоторые из них на зиму впадают в спячку. Лишь некоторые виды птиц остаются в горах в течение всего года. Отдельные виды птиц, живущих в Альпах, прекрасно приспособились к этой довольно негостеприимной среде. Например, снежный вьюрок (Oenanthe deserti) строит гнёзда в трещинах скал, над границей леса, а свою пищу (семена и насекомых) разыскивает на горных склонах. Альпийская галка (Pyrrocorax graculus) также гнездится на скалах, значительно выше границы леса. Зимой альпийские галки образуют большие стаи и собираются вокруг туристических баз и станций, где питаются главным образом отходами. Особым образом готовится к зиме Кедровка (Nucifraga caryocatactes). Осенью эта птица делает запасы семян и орехов, которые закапывает в землю. Перед началом зимы Кедровка собирает более 100 тысяч семян, которые прячет примерно в 25 тысячах тайниках. Благодаря своей удивительной памяти, большую часть своих тайников кедровка находит зимой под слоем снега, толщина которого может быть больше одного метра. Семенами из кладовых кедровка также кормит своих птенцов.
Сохранение фауны обеспечивается с помощью национальных парков, расположенных на территории Альп.



Туризм

Альпы - район международного альпинизма, горнолыжного спорта и туризма. Альпы популярны как летом так и зимой, как место для туризма и спорта. Горнолыжный спорт, сноуборд, катание на санях, прогулки на снегоступах, лыжные туры доступны в большинстве регионов с декабря по апрель. Летом Альпы пользуются популярностью у туристов, велосипедистов, парапланеристов, альпинистов, в то время как многие альпийских озёр привлекают пловцов, яхтсменов и серфингистов. Низменные регионы и крупные города Альп хорошо соединены автомагистралями и скоростными дорогами, но выше, горные перевалы и автомобильные трассы могут быть опасными даже летом. Многие горные перевалы закрыты в зимний период. Развитию туризма способствует большое количество аэропортов по всем Альпам, а также хорошее железнодорожное сообщение со всеми соседними странами. Альпы обычно посещает более 50 миллионов туристов ежегодно.

Информация

  • Страны : Франция, Италия, Швейцария, Германия, Австрия, Лихтенштейн, Словения, Монако
  • Период образования : Мезозой
  • Площадь : 190 000 км²
  • Длина : 1 200 км
  • Ширина : до 260 км
  • Высочайшая вершина : Монблан
  • Высшая точка : 4810 м

Источник. wikipedia.org

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.