Вилково, Одесская область — какая она, украинская Венеция? Вилково – «украинская Венеция» в Одесской области Дунайский Биосферный заповедник.

August 20th, 2014

В очередной раз побывал в Вилково - самом южном городе Украины на берегу Дуная. Это, наверное, уже четвертый или пятый раз, когда я бываю в этом уникальном городе. Поразительно то, что каждый раз я беру с собой фотоаппарат, но приехав домой понимаю, что опять ничего не сфотографировал … ничего, не говоря уже о том, чтобы написать пост.

Должно быть, сказывается свежий речной и морской воздух или местное гостеприимство, подкрепляемое большим количеством вина и угощений, но факт остается фактом - фоток нет.

На этот раз я запасся терпением и усердно щелкал красоты знакомых мест, изредка отвлекаясь на отвлекающие факторы)

Вобщем, фоток много, так что приготовьтесь долго крутить колесики на своих мышках.

Традиционно все экскурсии по Вилково начинаются с причала, где установлен памятник старообрядцу, или как его называют местные жители - памятник липованину. Беглые старообрядцы-липоване после реформирования Русской Православной Церкви в 18 веке основали на этом месте село Липованское, от которого и берет свое начало современное Вилково.

Параллельно эти места заселяли и запорожские козаки, которые предпочитали жить обособленно, не смешиваясь со староверами. Подобное разделение существует и теперь: староверы живут в своей части города - липованской, коротая зовется «украинской Венецией», состоящей из насыпанных участков суши, разделенных между собой многочисленными ериками и каналами, остальное население города живет традиционно - на твердой почве.

До сих пор местные мужчины-старообрядцы выдерживают своеобразный дресс-код: длинная рубаха «навыпуск», подпоясанная веревочкой, и, конечно же, борода.

Центральная часть города выглядит стандартно для обычного провинциального городка.

Улица Ленина - главная улица, проходящая через весь город. На ней расположены все основные здания местных органов власти, церковь и, конечно же, рынок.

Памятник рыбаку. Рыбацкий промысел для местных жителей испокон веков является основным способом добычи еды и средств к существованию.

Вилковский дом.

Большинство домов покрыты черепицей. Называют ее румынской, так как этот регион когда-то принадлежал Румынии.

Свято-Николаевская церковь - единственная православная церковь в городе, построенная в 1902 году на месте деревянного храма. Кроме нее в Вилково есть еще две старообрядческие церкви.

По дороге к рынку повстречался небольшой зоомагазин.

Еле сдержал себя от приобретения парочки этих симпатичных ребят.

Как и на любом другом рынке, на рынке в Вилково можно приобрести все, что угодно.

Но для туриста особо ценны рыбные ряды.

Здесь продают всевозможную свежайшую, копченую, сушеную, соленую и вяленую рыбу, выловленную в Дунае и близлежащих водоемах.

Что здесь сказать?! - не зря знаменитая «дунайка» знаменита на весь мир.

Такой облик город приобрел благодаря огромному трудолюбию его основателей - липованей. Ведь они буквально метр за метром отвоевывали себе у воды место для жизни. Выбранный для жилья участок болотистой земли расчищался от камыша и слой за слоем вымащивался илом, который выбирали вокруг этого участка, где в последствии образовывались ерики (каналы). Таким образом, «наращивали» землю и под строительство домов и под огороды.

Сейчас старая часть города состоит из более чем семидесяти подобных намывных участков суши.

Передвигаются по каналам исключительно на лодках. Причем, современные лодки встречаются гораздо реже традиционных деревянных. Местные умельцы достигли большого мастерства в их изготовлении. Традиционная вилковская лодка имеет определенную вытянутую форму, необходимую для передвижения по узким каналам. С виду она напоминает венецианскую гондолу, отсюда и сравнение с подобным городом на воде - Венецией.

Так что на машине здесь можно доехать лишь до определенного места, а дальше - только вплавь.

Ну или же пешком, благо для этого трудолюбивые липоване также не пожалели своих сил и проложили вдоль всех водяных улиц так называемые «кладки» - деревянные настилы из досок, пролегающие на многие километры вдоль заборов, образуя, таким образом, тротуары.

Перейти с одной стороны улицы на другую помогают многочисленные мосты.

Списанная лодка.

Местные жители радушно относятся к гуляющим по их «кладкам» туристам. И даже предлагают купить у них домашнее вино и фрукты.

На «кладке», чтобы разминуться двум, идущим на встречу друг другу пешеходам, одному из них придется уступить.

У местных существует много шуток насчет подобных улиц. Одна из них: когда липованин переберет Новака (название местного вина), он раскачивается не из стороны в сторону, как все остальные, а вперед и назад, такая особенность заложена на генетическом уровне и защищает подвыпившего от падения в один из каналов.

Каждую лодку необходимо обязательно зарегистрировать, территория ведь приграничная, а у многих местных жителей есть огороды на островах в Дунайских плавнях, где до Румынии рукой подать.

Перекресток.

Практически все дома находятся в идеальном состоянии.

Повстречался всего-лишь один заброшенный дом, и то, небольшой ремонт - и можно жить.

Чей-то двор.

Белгородский канал - самая главная водная артерия города, можно сказать, водный проспект.

Так и живут.

Зато нет пробок.

Один в один с Венецией.

Местные мальчишки бреднем ловят рыбу. При мне, минуты за три, поймали парочку рыбешек размером с ладонь.

Вдоволь налюбовавшись необычными пейзажами Вилково, мы отправились на базу «Пеликан», расположенную на берегу Дуная, откуда и стартовали на одноименном теплоходе к «нулевому километру».

Памятник дунайской сельди, настолько она дорога и важна для местных жителей.

А вот и плавсредство подошло.

Дунай, рыбаки за работой, а на том берегу уже Румыния.

Показались купола старообрядческого храма Рождества Пресвятой Богородицы.

Дорога к «нулевому километру» проходит по одному из рукавов Дуная, реке Анкудиново, в самом начале которого установлены иконы, охраняющие рыбаков и прочих мореплавателей.

Места здесь очень живописные.

Изредка показываются дома местных жителей.

Есть даже очень приличные.

Нельзя не согласиться с поступком хозяев этого дома. Когда вокруг такая природа, телевизор оказывается совершенно бесполезной вещью, разве что рыбу с него ловить и не больше.

Заготовка тростникового камыша - еще один популярный бизнес у вилковчан.

Движение по каналу очень оживленное. Курсируют лодки с местными рыбаками и туристами.

Прототип памятника «нулевому километру».

Перед финальной целью путешествия, «нулевым километром», туристов ждет традиционный обед в липованской усадьбе-музее "Квакенбург" .

Гостей встречает колоритная хозяйка с не менее колоритными стихами о липованах и Вилково.

Название туристической базы «Квакенбург» - не случайно, в Дунайских плавнях есть фермы по разведению лягушек, которые в большом количестве экспортируются во Францию и прочие страны, где лягушки считаются деликатесом.

Территория усадьбы-музея достаточно большая. Здесь свободно можно провести несколько часов, разглядывая экспонаты липованского быта, или же отдыхая у реки после вкуснейшего обеда.

Заготовка тростникового камыша.

Стенд виноделия.

Не менее важное дело - изготовление лодок.

Так варят уху по-вилковски.

Наконец-то наступила самая приятная часть путешествия - обед! В меню уха по-вилковски, когда юшку подают отдельно от рыбы, и употреблять все это необходимо, щедро сдабривая чесночным соусом и запивая вином.

Только на здешних виноградниках, благодаря илистой почве выращивают сорт винограда «Новак». Из него же и делают одноименное вино, обладающее оригинальным, не похожим ни на какое другое из вин, вкусом.

И мой вам совет: не отказывайтесь вы от вареных рыбных голов, как оказалось, это потрясающе вкусное лакомство!

После обеда можно искупаться в реке или просто отдохнуть, любуясь местными красотами.

Уже привычная погрузка на «Пеликан» и путь к финальной точке путешествия.

Встречная лодка с туристами.

Территория Дунайского Биосферного заповедника. Вход только по пропускам.

Начинают попадаться обитатели заповедника.

Не могу не показать пассажира, сидящего впереди меня.

Белые пятна вдалеке - это пеликаны. В прошлый раз они гнездились гораздо ближе к проплывающим лодкам.

И оптика немного подвела.

А вот и тот самый «нулевой километр» - место, где воды Дуная впадают в Черное море.

Капитанская рубка «Пеликана».

Пока все туристы ринулись фотографироваться на фоне «нуля», наша компания решила прогуляться в другую сторону к смотровой вышке.

К сожалению, ни зверей ни птиц мы здесь не увидели. По-видимому, в такую жару все они прячутся в тени камыша.

Только стрекоза усердно пыталась закрепиться на ветке.

Карта заповедника.

Картинки тех, кто здесь водится.

Пеликаны, но опять далековато.

Берег очень живописный. Хорошо бы сюда с палаткой на пару деньков, но вряд ли это можно организовать - на территории заповедника долго задерживаться запрещено, чтобы не нарушать естественную жизнь его обитателей.

Вот и подошел конец моему рассказу о Вилково и его окрестностях. Местные жители придумали поверье, что любое желание сбудется, если пролезть сквозь нолик. На всякий случай загадал «МИР ВО ВСЕМ МИРЕ», вдруг это действительно работает.

Кажется, такого странного города я не видел ни до, ни (пока ещё) после. Маленький (9 тыс. жителей) и затерянный в плавнях Дунайской дельты всего в 15 километрах от Чёрного моря, Вилково по сути так и не сделалось городом, оставшись настоящей старообрядческой слободой. Один из крупнейших анклавов цивилизации староверов, разбросанной от Восточной Европы до Забайкалья, чудом уцелевший уголок Задунайской Сечи и просто город в дельте Дуная, за обилие каналов и лодок прозванный в путеводителях "Украинской Венецией". И вместе с тем - пожалуй, самый труднодоступный город Украины.

Первое, что надо понимать - Вилково далеко. Выехав из Одессы в 9 утра, сюда мы добрались к 15 часам - впрочем, во многом из-за своих ошибок. Но и автобус до Вилкова идёт около 5 часов, при том, что на осмотр самого города 3 часов хватит с запасом. На въезде - КПП с пограничниками и экологической полицией, так как тут граница и заповедник, но нас не досматривали. В последние годы Вилково стало довольно популярным туристическим направлением, и слишком многое здесь заточено под туризм, чтобы чинить препятствия гостям.
Автовокзал - вон та будка у подножья церкви:

Церквей в городе три, причём две из них, включая эту - Никольские, и две из них, не включая эту - старообрядческие. Никольская "украинская" (а не-староверы тут в основном украинцы) церковь построена в 1867 году (то есть когда Вилково принадлежало Румынии), самая дальняя от центра, и от староверческих церквей невыгодно отличается обилием попрошаек. Конечно, дело ещё в автовокзале и рынке - и всё же когда на тебя сразу с дороги накидываются человека три и начинают, едва не хватая за руки, клянчить денег - это по меньшей мере неприятно.

Никольская церковь стоит в условном Новом городе. На полпути от Никольской церкви к Рождественской в Старом городе - небольшой советский ДК:

За которым - памятник Рыбаку:

Когда возникла староверческая слобода в дельте Дуная, теперь уже одному Богу известно. Первые староверы бежали сюда, скорее всего, ещё в 17 веке, непосредственно после Раскола. В этих краях староверов по сей день называют "липоване" - то ли это искаженное слово "филипповцы" (одна из беспоповских конфессий), то ли отсылка к этим самым плавням с их липовыми лесами. Как бы то ни было, уже к началу 18 века по всей Молдавии существовали липованские селения. В 1709 году, после поражения Булавинского восстания, к липованам добавились некрасовцы - казаки-староверы, восставшие, а затем ушедшие под руководством Игната Некрасова. Дельта Дуная видимо была просто самым глухим местом к западу от России. В 1762 году Вилково стало городом, столицей плавней.

В 1775 году в Дельту пришла очередная волна не пожелавших жить "под Россией" - запорожцы из разгромленной Сечи. Здесь они основали Задунайскую Сечь, существовавшую до 1828 года, чему были опять же очень не рады некрасовцы - мало того, что запорожцы не были староверами, мало того, что донцы запорожцев всегда на дух не переносили, так ещё и рыбных угодий на всех не хватало. В 1794-1806 годах в плавнях развернулась настоящая война между некрасовцами и задунайцами, кончившаяся тем, что последним пришлось уйти выше по течению, а многие бежали назад в Россию. Впрочем, к тому времени от некрасовской общины осталось немного: ещё в 1791 году большая часть некрасовцев ушла на юг, постепенно обосновавшись в глубине Турции, откуда лишь в 1966 году, на одном теплоходе, казаки вернулись в Советский Союз.

Впрочем, под Россией судьба вилковских липован оказалась не столь сложной, как у многочисленных их собратьев. Дальняя периферия, пограничье, которое в любой момент могло достаться другим странам - в общем, имперские власти предпочитали не обострять отношения с липованами. И даже Рождественская церковь была построена в 1850 году, то есть при Николае I, когда по всей империи гонения староверов усилились.

Рождественская церковь открывает Старый город, его "сухую" часть - бесконечные хаты с черепичными крышами вдоль извилистых улиц. Это было очень сильное впечатление - пустынный, нерусского вида город, спешащие в церковь женщины в платках, и разносящиеся над черепичными крышами удары колокола:

Типичный пейзаж в "сухой" части Старого Вилкова. И чужой пейзаж сочетается с куда более русским духом, чем в иных российских городах - старая вера, Русь исконная... Если бы не черепица и белая глина, местами Вилково бы очень напоминало Русский Север.

Постепенно мы вышли к главной "улице" Вилкова - Белгородскму ерику:

Ериками здесь называют каналы, образующие сеть между двумя рукавами Дуная. Как я понял, Белгородский ерик - естественный, а боковые в основном прорыты вручную. Мост через главный ерик - центр городской жизни, а для туристов примечателен тем, что здесь можно договориться о лодочной экскурсии - на одном берегу официально (турфирма "Пеликан"), а на другом - непосредственно с жителями:

В среднем часовое плавание на моторной лодке по Старому городу и плавням стоит около 200 гривен - и как мне кажется, без него впечатление о Вилкове не будет полным. Но пока пойдём дальше по суше и ещё полюбуемся ериком. Как видите, лодок на нём действительно очень много, да и движение активное. Большинство лодок - так называемые "чайки", основное плавсредство украинских казаков - лёгкие, вместительные и маневренные:

А вот так выглядит пейзажи той самой "Украинской Венеции", внутренней части Старого города на ериках:

Обычный ерик выглядит так - узкий и идеально прямой канал, где едва разойдутся две лодки. Надо заметить, что мы приехали, когда половодье уже закончилось - а в половодье вода поднимается до тротуаров:

Тротуары здесь называют просто - "кладки". Шириной они обычно в 2-3 доски, и совсем не случайно местные шутят - "пьяный вилковчанин шатается не вправо-влево, а вперёд-назад":

Кто-то ставит лодки на обочине ериков:

Но часто короткие канавы под кладками ведут прямо во дворы:

Впрочем, в последние десятилетия "венеция" сильно сдала - магазины стали более надёжным источником пропитания, чем река, а в большой город проще доехать автобусом. За многими ериками перестали следить, и они довольно быстро заросли илом, превратившись в обычные грязные канавы. К тому же, ерики копали не просто так - они образовывали настоящую гидротехническую систему, и потому засорение даже одного ерика сказывается на всех остальных. Говорят, Вилково стремительно мелеет и заиливается.

За Белгородским ериком стоит ещё одна Никольская церковь - старообрядческая, и (хотя даты постройки я не нашёл) вероятно сооруженная в первую румынскую эпоху (1856-78), как и "тёзка" в Новом городе. Липоване в Вилкове составляют около 70% населения, но из-за обилия туристов здешние старообрядческие церкви - пожалуй, самые открытые в мире. Никто не препятствует фотосъёмке (хотя прямо в храме не пробовал), можно спокойно заходить на службу... служба в староверческой церкви оставляет неизгладимое впечатление - обилие древних икон (а икон у староверов всегда было больше, чем могли вместить немногочисленные храмы), иная манера пения и стойкое чувство, будто бы на дворе 16 век. Но главное - не так много мест, где это может увидеть любой желающий, а не только те, кто показались староверам благонадёжными.

Неподалёку от церкви мы увидели Дунай. Я увидел его здесь впервые:

Дунай оказался огромной рекой. По расходу воды он всего на четверть меньше Волги, и его ширина у Вилкова - почти 800 метров, то есть вполне достойная сибирских рек. Мощное течение, мутная вода. За Дунаем - уже Румыния. Как и Измаил, и Килия, Вилково стоит на Килийском гирле - крупнейшем из трёх больших рукавов, образующих дельту.

Выйдя к дунайскому берегу, мы поняли, что забрели на камышовый завод. Заготовка камыша, который отсюда экспортируется в Европу - основная экономическая специализация Вилкова. Посреди камышового завода стоит вот такой вот шалаш, а за шалашом - попробуйте догадаться, что.

Это насквозь проржавевшая баржа - таких мы видели в городе, у берегов Дуная и главного ерика, штук пять. Вероятно, некогда в дельте велось промышленное рыболовство:

Теперь здесь на рыболовных судах сушатся рыбацкие сети:

С борта прекрасный вид на заготовки камыша:

Вся эта прогулка заняла у нас меньше часа, и в целом оставило двойственное чувство. С одной стороны, я был очень впечатлён атмосферой Вилкова, а с другой - было чувство какого-то разочарования: "И это всё?!". Но я не случайно чуть выше упоминал о лодочных экскурсиях, которые проводит как официальная фирма "Пеликан", так и сами местные жители. У моста через главный ерик к нам подошёл паренёк рыбацкого вида и предложил за 200 гривен прокатить на моторной лодке по Старому городу и плавням. Мы согласились.

Собственно, всё плавание состояло из двух частей - сначала по главному ерику через весь город, а затем на Дунай и в плавни. И надо сказать, с воды Вилково выглядит совершенно иначе, отчётливо проступают многие вещи, незаметные с берега:

Набережная - заборы, кладки, лодки на воде, мостики через горловины ериков. Вот выходит из ерика чья-то лодка - сейчас заведёт мотор и погонит:

Движение на канале действительно активное - встречные и обгоняющие лодки попадаются почти непрерывно. Моторные:

Вёсельные:

И даже байдарки - то ли какой-то клуб, то ли урок физкультуры в местной школе:

Есть тут, видимо, и своя этика. Так, наш рулевой, видя кого-нибудь из своих ровесников, прибавлял ходу и старался их немного обрызгать, а встретив лодку с женщинами или пожилыми людьми, наоборот глушил мотор и проходил мимо них по инерции. Главное отличие лодки от машины в том, что она создаёт за собой волны, которые непременно будут трясти и подбрасывать встречную лодку - поэтому "вежливый лодочник" в первую очередь будет стремиться не создавать встречным волну.

Мы прошли канал почти из конца в конец - минут через 10 после моста начинаются пустынные плавни, а затем лодка выходит в почти неподвижную заводь, за которой просматриваются пятиэтажки:

Здесь же - брошенный ветряк:

Затем мы вернулись к мосту, и взяли курс на Дунай:

Выходим в открытую реку, где, надо сказать, довольно сильная волна и пронзительный ветер:

В устье канала - погранзастава с башенкой, напоминающей каланчу, и ещё пара сгнивших барж:

И хотя на другом берегу Румыния, острова напротив Вилкова вполне обитаемы. Дело в том, что здесь Килийское гирло образует собственную "дельту в дельте", которая превратилась в предместья Вилкова. Эти плавни очень густо населены:

У половины вилковчан тут огороды. Многие делают домашнее вино, которое в сезон сбывают туристам:

Некоторые участки в последнее время заменились базами отдыха - несмотря на глухомань и труднодоступность, Вилково стало в последнее время одним из самых туристических городов Украины. С этих баз в сезон возят экскурсии к "нулевому километру" - месту впадения Дуная в Чёрное море, и вглубь плавней, посмотреть на птиц (а если дельта Волги знаменита своими фламинго, то главная птица дельты Дуная - пеликан).

На одном из островов стоят два голбца - такие столбики с иконами староверы часто использовали вместо крестов. Как нам объяснил рулевой, здесь они выполняют ту же функцию, что и православные кресты на въездах в города:

Ну а пока ещё не сезон, и плавни в основном пусты. Очень впечатляющий вид - и не ясно, который век на дворе.

А в завершение - люди. Едва ли не самое потрясающее, что я увидел в Вилково - это его обитатели. Вообще, я людей обычно не фотографирую в первую очередь потому, что в общем-то не так сильно народ в разных частях восточно-славянского мира отличается визуально. Но здесь я не мог удержаться. Люди в Вилково выглядят совершенно фолькорно - будь то набожные старушки:

Или вполне современные женщины:

В большинстве своём вилковчане не слишком отличаются от жителей славянской глубинки вообще - и всё же есть в них что-то бесконечно своё, липованское. Кажется, что несмотря на открытость и радушие, на ожидание туристического сезона, на пьянство и заиленные ерики, они всё равно хранят какую-то особую, древле русскую тайну, которую не понять людям извне.

В заключение рассказа о Вилкове просто не могу не дать ссылки на ещё два своих поста, близких по теме.

В Украине много удивительных мест, как с архитектурной, так и с природной точки зрения. А есть и такое, где чудесным образом сочетает естественная красота устья Дуная с простым человеческим трудом в почти нечеловеческих условиях. Это в туристических брошюрах городок Вилково в Килийском районе Одесской области называют «украинской Венецией». На самом деле перед нами откроется живая иллюстрация трудового подвига тысяч беглецов-староверов, которые сумели обосноваться в Полесских болотах и Дунайских плавнях. Нам давно хотелось увидеть эти места своими глазами, ведь добираться в те края непросто даже на хорошем кроссовере. И вот почему!

Вилково находится в самом уголке нашей страны, на юго-западе Одесской области у границы с Румынией. Трасса Е-95 известна, пожалуй, каждому автомобилисту – дорога в Одессу стрелой ведет из Киева. А если кто будет ехать в Вилково из других регионов, все равно придется проезжать Одессу. Здесь лучше всего сделать пит-стоп на 21-м километре (+400 м) окружной дороги в районе села Усатовское на заправке ОККО. Дело в том, что с нами был маленький ребенок, которому пора было сменить памперсы. Это стало еще одной причиной выбора в пользу данной АЗК: здесь в уборной есть пеленальный столик, о чем супруга разузнала на , планируя наш маршрут .

Экспресс-инфо по стране

Украина – государство в Восточной Европе.

Столица – Киев

Крупнейшие города: Киев, Львов, Харьков, Одесса, Днепр, Запорожье, Кривой Рог, Донецк

Форма правления – Парламентско-президентская республика

Территория – 603 549 км2 (44-я в мире)

Население – 42,6 млн чел. (32-я в мире)

Официальный язык – украинский

Религия – православие, католицизм

ИЧР – 0,747 (81-я в мире)

ВВП – $131,8 млрд (59-я в мире)

Валюта – гривна

Граничит с : Беларусью, Польшей, Словакией, Венгрией, Румынией, Молдовой, Россией

Для остальной же части экипажа (а нас было четверо), изрядно проголодавшейся в пути, основным «бонусом» стало наличие здесь уже знакомой нам кухни ресторана сети A la minute, которой мы доверяем. Кстати, на заметку родителям, путешествующим с детьми: в этих ресторанах в меню даже есть блюда, которые рекомендованы для маленьких гостей (за соседним столом с нами малыш охотно уплетал детскую пасту).

Жена отдала предпочтение салату Цезарь и десерту Мильфей, ее сестра – паровой гречке с гуляшом, а мужская половина взяла по борщу и сочному свиному стейку. Ждать заказа долго не пришлось, но пока мы обедали, нам успели помыть машину с хорошей скидкой за счет накопившихся на карту Fishka баллов – приятно!

После плотного обеда очень хотелось пройти по короткой дороге вдоль моря, которую предлагали карты Google. Но после Белгород-Днестровского стало ясно, что она просто ужасная, ехать выше 40 км/ч без ущерба для подвески и седоков трудно, потому мы свернули на печально известную дорогу М-15 (Одесса–Рени), которая частично совпадает с европейской Е-87.

Кстати, если у вас будет время, то по пути можно заехать в крепость в Белгород-Днестровском, на это уйдет час-полтора. Территория там немаленькая, есть где полазить и что посмотреть.

Пока я рулил, жена читала с телефона историю «Украинской Венеции». Оказывается, Вилково изначально было селом Липованское, которое в 1746 году (по другим источникам в 1762-м) основали так называемые староверы или липованы. Они бежали от религиозных преследований после никонианского раскола русской ортодоксальной церкви. Это были донские казаки, которые впервые поселились в дунайских плавнях в 40-х годах XVII столетия. Тогда на российских военных картах и появилось поселение Липованское.

Памятник старообрядцу-первопроходцу – основателю Вилково

Параллельно шло заселение этой территории и запорожскими казаками, которые бежали от преследований после разрушения Запорожской сечи. До сих пор липоване представляют большинство населения города. Они сохранили многие свои религиозные традиции. В городе три церкви: ортодоксальная православная и две старообрядческие липованские. С 1812 года, после подписания Бухарестского мира, Вилково – уездный город Бесарабской губернии.

Первые жители Вилково начали осваивать плавни, но для того, чтобы построить дом и разбить сад и огород, сначала нужно было построить искусственный островок. Строительный материал брали тут же, выкапывая вокруг островка канал. И сегодня население старого города продолжает жить на этих же островах, каждый из которых окружен каналом или «ериком». Дороги от дома к дому проложены по кладкам и мостикам. У каждой семьи есть своя лодка, и это основное транспортное средство вилковчан. Собственно, поэтому Вилково и получило славу «Украинской Венеции». Благо в Вилково не только каналы в качестве транспортных артерий, но есть и обычные дороги. Причем в основном в виде бетонок, асфальт сосредоточен на въезде.

Вилково — это очень далеко. Чтобы добраться до него, придется проехать 200 км дорог на юг за Одессу. Небольшой городок, расположенный в Дунайских плавнях, сегодня активно раскручивают как туристический объект и гордо именуют при этом украинской Венецией. Сей факт у многих туристов, посетивших в Украине Вилково , вызывает разочарование — мол, лучше денег на Италию поднакопить… Так и есть, но это не основание для того, чтобы не побывать в Вилково Одесской области , и не стоит торопиться с выводами.

Чтобы организовать себе экскурсию, проще всего обратиться к туроператору «Вилково-Пеликан тур «. Его офис находится в Вилково, но есть представительство в Одессе. Через поисковик легко находится официальный сайт туроператора — http://www.pelican-danube-tour.com.ua/. Второй вариант — самостоятельная поездка, но тогда придется искать в Вилково ночевку (одного дня мало) и договариваться либо с местными, либо опять с «Вилково-Пеликан-туром» о водных экскурсиях. Вилково только с суши не увидишь.

Экскурсионная программа-минимум в Вилково Одесской области должна быть такая:

  • пешеходная экскурсия по Вилково ;
  • прогулка по каналам и ерикам на лодке;
  • водная экскурсия по Дунаю в дельту.

Как добирались мы: у нас посещение Вилково состоялось в рамках путешествия от Одессы до Измаила. В Вилково мы приехали около 12-00 местным автобусом из соседнего , куда добрались побережьем — где пешком, где переездами. Уехали на следующий день примерно в это же время в — тоже автобусом.

Достопримечательности Вилково на карте

Въезжая в Вилково, внешне не замечаешь ничего необычного — улицы, тротуары, небольшая автостанция, рынок, церковь. Обычный райцентр.

Чтобы разобраться что к чему, нужно знать историю. Итак, XVII век. После раскола русской православной церкви от жестоких церковных реформ патриарха Никона разбегались во все стороны непокорные старообрядцы. Болотистая дельта Дуная тоже приняла переселенцев — липован (одно из старообрядческих направлений). На территории, принадлежавшей тогда Турции, они были вне опасности, но как выжить в условиях, совершенно (как казалось на первый взгляд) непригодных для жизни? Выжили.

Селились на намывных грунтах, постоянно укрепляли их, подсыпая ил и песок. А вокруг образовывались километры рукотворных каналов (ериков) — больших и малых. Позже к староверам «попросились» беглые казаки Запорожской сечи. Они основали Задунайскую сечь, потом стали вести оседлую жизнь — так в Посаде Липованском (старое название Вилково) стали уживаться рядышком две веры — липованская (в плавнях) и «наша» православная (на твердой суше).

Раз мы еще находимся у рынка и автовокзала, то это территория потомков запорожских казаков — Новый город. Воды нигде нет, но по буйству зелени и влажности воздуха чувствуешь, что она где-то рядом. Летом после раскаленного солнцем Приморского контраст разителен. От автостанции и Никольской (православной) церкви быстро (см. карту) выходим к Дунаю. Голубой (как поется в песне) Дунай разочаровывает цветом (он не голубой, а болотно-зеленый), зато восхищает шириной — метров 300, не менее! На противоположном берегу — Румыния.

Но видим мы не всю мощь великой реки, а один из его рукавов. Гораздо раньше (выше Измаила) его течение распалось на два гирла — Килийское и Тульчинское. Последнее в свою очередь разделилось на Сулинское (самое глубоководное) и Георгиевское. И то, и другое — румынские. Таким образом, Дунай впадает в Черное море тремя основными рукавами, но Украине принадлежит только один — Килийский. Он самый северный, на нем стоят украинские Измаил, Килия и Вилково.

Почему Вилково так называется? Потому что Дунай (вернее, его Килийская часть) снова начинает ветвиться и образует «вилку» — четыре гирла: Белгородское, Очаковское, Анкундиново и Старостамбульское (самое крупное). Староверы в свое далекое время поселились непосредственно в устье реки. Сейчас устье «ушло» в море на 18 км. Дунай отвоевывает у моря новые земли. То место, куда мы вышли к реке, украшает памятник староверу-липовану — поставлен он здесь относительно недавно (в 90-е годы), но уже стал символом города. Рядом с ним — невзрачный причал, хотя когда-то к нему причаливали суда из Одессы. Сейчас от вилковского причала начинает свои водные круизы «Вилково-Пеликан-Тур». Он же принимает и теплоходы с туристами из Европы — в некоторые круизные туры по Дунаю входит посещение Вилково и Дунайского Биосферного заповедника.

Вернемся к автовокзалу и рынку, чтобы пойти в другую сторону. Проходим пару кварталов, минуем несколько магазинчиков, сквер, Дом рыбаков — сейчас там расположен краеведческий музей, в котором есть настоящая лодка казаков Задунайской сечи и другие интересные экспонаты. Наконец, попадаем к старообрядческой Рождественской церкви — это значит, что мы уже в той части города, которая принадлежит староверам. В Старом городе.

Рождественская церковь была построена староверами в 1855-1857 гг, но в годы советской власти стояла полуразрушенной. В 90-годы восстановлена и реставрирована.

Отвлекусь и скажу, что по Вилково мы не просто гуляли, а шли целенаправленно к турбазе «Пеликан» в поиске ночевки, хотя не очень туда и стремились: условия там хорошие, но и цены тому соответствуют. Поскольку с собой несли палатку, то рассматривали вариант проживания в ней — есть такая услуга у «Вилково-Пеликан-тура». Разрешают они устанавливать на турбазе палатки за определенную плату и пользоваться при этом благами — душем и туалетом. Но мы шли и не дошли — приняли предложение частников поселиться в доме. Да не в каком-нибудь, а старообрядческом. Ну как тут не согласиться?

О доме — потом. Итак, мы в старой части Вилкова. В той, которая на воде. Здесь главной улицей является Белгородское гирло (канал). От него в обе стороны прорыта сеть ериков — к домам иначе как на лодке не подобраться. Вдоль ериков для пешеходов проложены деревянные кладки. Сегодня, к сожалению, каналы стали мелеть, по многим из них лодка уже не пройдет. Все вместе они представляют сложную водную систему. Достаточно засориться одному, и вместе с ним останавливаются другие.

А местным жителям, въезжавшим раньше лодкой прямо к себе во двор, просто беда. Лодки приходится швартовать в Белгородском канале, а дальше до дома топать пешком по деревянным помостам вдоль пересохших ериков — хорошо, если налегке, а как быть с грузом? Что будет дальше, неизвестно.

Туристам не стоит рассчитывать увидеть что-то грандиозное, иначе скажут, что Венеция в Вилково — это чистый обман. Но пока весной вода в ерики возвращается. В это время года и надо приезжать в Вилково, чтобы застать его во всей красе. Если каналы совсем умрут, наверное, их засыплют землей и проложат сверху дорогу. А может местные к этому и стремятся? Автомобиль и асфальт — это конечно, более прозаично, чем лодка в ерике, но практично. Жаль, лучше бы делали ставку на туризм.

Вот так выглядят улицы в Старом городе летом:






Игнорировать ее не стоит, потому что по деньгам может получиться экономнее.

За мостом через Белгородский канал Старый город продолжается — это остров Калимбейка. Здесь находится еще одна старообрядческая церковь — Святоникольская (1909-1913 гг). В церковь можно зайти (и в эту, и в Рождественскую), но надо знать что в ней два входа — мужской и женский. Обратите внимание на старинные иконы на дереве — им более 300 лет. Лучше ничего не фотографировать — это не приветствуется. На кладбище вилковском православных христиан и староверов хоронят отдельно. Мужчины-староверы не бреют бороду и ходят в рубахах, подпоясанных веревкой, женщины надевают капор. Сейчас, конечно, эти внешние атрибуты повсеместно не встречаются, а в церковные праздники традиции соблюдаются. Браки между староверами и липованами долго не допускались, сейчас они разрешены, но принять старообрядчество — условие обязательное. Староверы с православными никогда не ссорились и чашку с водой всегда подавали, но сами никогда из нее не пили — держали «поганую» посуду отдельно.

За Староникольской церковью остается пройти немного до турбазы «Пеликан». По этой же дороге (см. схему на карте) надо ехать и на машине — заблудиться невозможно, на столбах прибиты таблички-стрелочки с указанием расстояния. Вот так выглядит турбаза с воды, это Очаковское гирло:

Дом, в котором мы жили

Когда первые жители Вилково осваивали плавни, они вначале создавали себе искусственный остров: выкапывали вокруг канал, а из ила формировали сушу. Дом с домом был связан кладками и мостиками. У каждого — лодка, без которой никак. Сам вилковский дом имеет особенную конструкцию. Его каркас сделан из дерева, внутри каркаса — камышовый тростник. Внутри и снаружи стены обмазаны дунайским илом вперемешку с рубленым тростником, соломой, опилками. Дома в Вилково зимой хорошо хранят тепло, летом — прохладу.

К калитке нашего дома через ерик переброшен мост, но кладок вдоль забора нет. Вот это и есть Вилково — украинская Венеция, на фото следующем видно, что от большого ерика отходит более узкий канал, отделяющий нашу усадьбу и соседнюю. Третье фото (то, что слева) — это вид с мостика на ерик вправо. А на следующих двух фотографиях — левая сторона участка. В таком обилии воды зелень благоухает, цветы обильно цветут, на грядках дружно зреют овощи, виноград наливается крупными кистями, а ветви деревьев ломятся под тяжестью плодов.



Фундаменты домов по периметру обсыпают ракушкой. Она впитывает в себя излишнюю влагу и защищает стены от сырости и плесени. Но не так уж радостно в Старом городе, как может показаться. Электричество есть, а природного газа нет. Зимой дом отапливается печкой. На кухне — балонный газ или электроплита. Канализации нет. Удобства (душ и туалет) во дворе. Не трудно догадаться, насколько высок здесь уровень грунтовых вод, и куда деваются стоки. Ассенизаторская машина сюда не заедет. Водопровод есть, но вода в нем появляется по часам — трудно поверить, что Вилково среди изобилия водных ресурсов испытывает дефицит чистой питьевой воды. Ради любопытства заглянула в водопроводный люк — он был полностью залит водой. Вопрос — какой? Где-то там на дне «плавали» и трубы. Второй вопрос — что в них течет?

С левой стороны участка есть еще одна калитка. Выходит она на доски-ступеньки, служащие причалом. Лодки на месте не было, поэтому пришлось сфотографировать соседские заборы точно с такими же калитками.


О том, как мы плавали на лодке по ерикам, и о нашей экскурсии в Дунайский биосферный заповедник на Дунайское взморье к 0-вому километру: .

Вилково - это иллюстрация к трудовому подвигу. Не ради медальки или победы в соцсоревновании, а ради жизни. Не придуманому советским режимом (хотя конечно не все подвиги и тогда были придуманными), а настоящего, такого, который и сейчас можно увидеть и потрогать. Титанический труд тысяч беглецов-староверов поднял этот город над водами дунайской поймы. И пусть это никакая не Венеция («Украинской Венецией» называют городок в туристических фирмах), пусть нет тут чрезвычайных памятников архитектуры, но и не воняет, так как на улицах итальянского чуда в период ассенизации...

Миколаївська старообрядницька церква на тлі човнів у Білгородському гирлі

0-й км Дунаю у Кілійському гирлі

Єрик

Іван Липованин

Ужасные и малопонятные (в частности, лично мне) процессы, которые в большой России совсем не редкость, погнали этих людей с насиженных мест в тайгу, в малолюдные Полесске болота, в Дунайские плавни. И как они добирались сюда? Как перевозили свое добро? На спинах, или лошадьми, или на волах? Хотя откуда в Московии волы? Это в Украине этих рабочих тварей было когда-то так много, что и самих украинцев начали сравнивать с этими бешенно-сильными и спокойно-флегматичными детьми коров... Помню рассказы тестя о работе на волах, о размеренном их ремигании среди звездной ночи... Но это из другой оперы.

Христианство появилось на Руси в 10 веке. Пришло оно из Византии и стойко держалось до 17 века. Хотя Константинополь пал под натиском турок-сельджуков, а Киев захватили татары, и литовцы, и поляки. Киевская митрополия сначала переехала во Владимир на Клязьме, затем в Москву, а потом вообще раздвоилась и осела в Москве и Вильно (столице Литвы). Позже появился «третий Рим», а еще позже его возглавил патриарх Никон, который решил провести реформу... Вместо двупестного креста - триперстный, Иисус вместо Исуса, обхождение храма против солнца, вместо по солнцу, ну и такие мелочи, которые смешно перечислять. Вспоминается комедия с Эдди Мерфи: «... у них Макдоналдс, а у нас Макдауелс, у них золотые арки, а у нас золотые дуги...» Но к новаторству Никона, которое он перенял у европейцев-католиков, появилась оппозиция с протопопом Аввакумом во главе. Эти люди не смогли, или не захотели принять реформаторства в непоколебимых религиозных традициях. И начались страшные репрессии... Ссылки, пытки, казни - все это, по приказу Никона и при полной поддержке царя Алексея Михайловича, пришлось выдержать людям, которые сохранили старые традиции и получили названия - старообрядцы, староверы, «раскольники». Часть этих людей эмигрировала за пределы Российской империи, и остановилась на турецкой территории Бессарабии. Новой родиной для них стали плавни в дельте Дуная.

Типова сучасна вулиця

"Типова стара вулиця" - Білгородський канал

Призьба із мушлів

Типові канали-єрики

Интересно, что в 18 веке старообрядчество раскололось на две части. Так как попы должны были назначаться епископами, а таких в распоряжении староверов не наблюдалось, то часть стала исповедовать беспоповское направление, другие же начали выбирать попов самостоятельно или агитировать себе батюшек из большинства, которое они назвали «никонианами». Православное большинство и сейчас называется «никонианами» (хотя на территории Украины никоновских реформ не проводилось, а украинская религиозная верхушка не желала присоединения к русской церкви в 1654 году).

Большинство старообрядцев придерживались «поповской» ветки - имели собственных священников, а в 1846 году получили даже собственного митрополита. Им стал Босно-Сараевский митрополит Амвросий, который присоединился к староверческой церкви и публично подтвердил свою приверженность к ней. За это официальное православие дискредитировало митрополита.

В Буковине и Бессарабии староверы поповского толка получили название липоване. Одна из версий происхождения названия - старообрядцы любили селиться в липовых рощах. Хотя существует версия происхождения названия от какого-то Филиппа, последователями которого были староверы (вероятно от митрополита Святого Филиппа (Колычева) - героя фильма «Царь»), поэтому другое название этнографической группы - филипоны.

На Дунаї

Развитие липованской ветви тесно связано с буковинским . Именно в нем был создан первый и самый большой липованский монастырь, который стал основой иерархии старообрядцев. Позже в Белой Кринице построили величественный храм, который сейчас является символом старообрядчества в Украине.

В Вилково, на берегу Дуная, стоит памятник Ивану Липованину - это память о первых поселенцах, которые в середине 18 века основали в дельте Дуная поселение.

Весь 19 век старообрядцы в Российской империи преследовались. Ослабление произошло только в 1905 году - тогда представители старой веры получили разрешение на крестные ходы и церковные колокола. А в 1918 году большевики полностью уравняли старообрядцев в правах с бесправными «никонианами» (патриаршими православными верующими). Но патриаршая церковь не признала права староверов. Только в 1971 году Русская Патриаршая Церковь признала ошибки, которые привели к расколу в 17 веке, и указала на «равночестность» церкви старообрядцев. Так произошло соединение.

До недавних лет у липован были запрещены браки с никонианами (разрешение появилось после значительного ухудшения демографической ситуации). Женщины у липован не имеют права входить в церковь через центральный вход. Мужчины после 60-ти лет не бреются (хотя еще 20 лет назад борода была спутницей мужчин-липован в течение всей жизни). Это лишь часть отличий липованских религиозных ритуалов - остальное я не запомнил. Сейчас липоване-вилковчане все больше пускают в свою жизнь цивилизацию, но в далеком 1746 году, когда на месте современного Вилково был основан Посад Липованский, быт жителей был близок к быту охотников-собирателей. Охота и рыбная ловля были основными занятиями липован. А еще они гребли ил из Дуная и строили себе земную твердь. Трудно даже представить всю сложность такой работы, но именно она позволила глухое болото превратить в городок. Правда, вместо улиц в этом городке были каналы, а передвижение осуществлялось на лодках. Позже ил начали насыпать за пределами города - так появились огороды, которые функционируют и сейчас. Главными садоводческими культурами вилковчан являются клубника и виноград. Земляника тут появляется первой в Украине - ее сразу скупают посредники. Виноград является сырьем для производства местного сухого вина «Новак». Я пробовал - вкусно, особенно понравился клубничный аромат.

Сейчас Вилково - туристический центр украинского Подунавья. Но дорога сюда страшная. Последние 30 км - это ужас, летящий на крыльях ночи. Поэтому туристов значительно меньше, чем мог бы принять город.

Одного из четырех главных природных резерватов Украины. Территория заповедника занесена во все возможные реестры ценнейших мировых ландшафтов. Туристы могут убедиться в красоте Дуная и его ландшафтов во время водной экскурсии (они в Вилково очень популярны).

Главным занятием вилковчан сейчас (как и два века назад) является рыбалка. Главная промысловая рыба - дунайская селедка - краснокнижный вид, который в заповеднике отлавливают тоннами. В специальных зонах биосферных заповедников народные промыслы и ловы законом не запрещаются, но в определенных нормах и с официальным разрешением специального отдела заповедника.

Дунайский биосферный заповедник неофициально является частью большого биосферного резервата, большая часть которого расположена в Румынии. А вот дунайская сельдь является неофициальным главным сувениром города - его продают в соленом и копченом виде. Это очень жирная деликатесная рыба, которая официально называется азово-черноморской проходной селедкой. В Дунае она не живет, а лишь нерестится (поднимаясь вверх по течению на 600 км). Кроме Дуная она заходит на нерест в Днестр, Днепр и Южный Буг, но значительно реже.

Первые вилковчане-липоване длительное время жили в тростниковых шалашах (куренях). Дома, построенные из тростника и ила начали появляться в 19 веке. Таких зданий и сейчас в Вилково большинство. Много каналов-ериков в советские времена были засыпаны - их сделали настоящими улицами, но в старой части города ерики все еще главные транспортные артерии. Наибольшей среди них Белгородский канал.

Миколаєвська православна церква (1899-1902 рр.)

В конце 18 века в городок пришли запорожские казаки из разрушенной москалями Сечи. Они стали основой земледелия в окрестностях городка и далее - добровольно взяли нас себя бремя сельскохозяйственных работ (староверы-русские категорически отказывались от них). Сейчас потомки запорожцев - украинцы, составляют около четверти населения города (всего в Вилково обитает около 9 тысяч человек). Липоване их называют хохлами. Более двух столетий браки между липованами и хохлами были запрещены.

Украинцы в Вилково имеют собственный храм - церковь посвященную Николаю Чудотворцу. Построили ее в 1899-1902 годах. Это величественный и роскошный храм, с пятью куполами и колокольней. Возведен он в смеси необарокко и модерна. Говорят, что к проекту храмового иконостаса непосредственное отношение имеет Фаберже, но лично мне не понятно каким образом.

Храмы липован уступают во внешней роскоши украинской церкви, но от этого они не менее интересны в архитектурном отношении. Это уникальные храмы-корабли (в плане они имеют форму корабля), которые являются символами непоколебимой веры, которая веками подавлялась, но выстояла. Это корабли, которые преодолевают море жизни и времени - храмы Николая Чудотворца и Рождества Богородицы.

Миколаєвська старообрядницька православна церква (1906-1913 рр.)

Старообрядческая церковь Николая Чудотворца является самым молодым храмом города. Она расположена на острове Калимбейка и строилась семь лет - с 1906-го по 1913-й. Этот храм является типичным для липован - он имеет большой купол и пристроенную колокольню. Издалека несколько похож на деревянные церкви типовых епархиальных проектов, но при взгляде вблизи впечатление кардинально меняется - появляется ощущение древности и аутентичности.

Церковь Рождества Богородицы является главным храмом старообрядцев города, а соответственно и всего региона. Его построили в 50-е годы 19 века, а 32-метровую колокольню пристроили в 1873-м. Храм очень нарядный, но мне он почему-то меньше понравился, чем два других храмах города.

Старообрядницька православна церква Різдва Богородиці (1857, 1873 рр.)

В Вилково больше трех тысяч лодок (больших и малых) - это чуть ли не наибольший процент в Украине. Челнок заменяет вилковчанину и машину, и телегу. На нем добираются до огородов, на нем возят клубнику и виноград, на нем ловят сельдь и другую рыбу. Челн незаменим при строительстве жилья, ведь именно им перевозят тростник и ил для строительства. А еще возят обломки раковин моллюсков, из которых сооружают завалинку. После весенних наводнений (а это в Вилково обычное явление), такую завалинку срезают и дом сохнет. Позднее снова насыпают.

Вилково - уникальный город, не похожий на другие города Украины. Побывать здесь должен каждый, пока этот памятник человеческому титаническому труду еще полностью не засыпали и не заасфальтировали.

Текст и фото Романа Маленкова

Вилківські дачі на Дунаї

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.