Как отдохнуть в хорватии яхта. Путешествие на яхте по хорватии

Ночью вернулась с самого потрясающего отдыха в своей жизни!.. Я слышала, что яхтинг затягивает. Я верила в это... Теперь в голове все перевернулось с ног на голову и, наверное, встало, наконец, на свои места... Яхтинг - это, видимо, какая-то неизлечимая болезнь, которой заражаешься с первого же неосторожного раза.

Внутри совершенно сумасшедшее состояние, описать его, раскладывая по полочкам, крайне сложно - но я попробую... Что именно заставило меня влюбиться в этот вид отдыха?

Во-первых, это море. Огромное, чистое, ярко-синее, каждый день окружающее тебя своим всесильным телом и вызывающее желание потеряться где-то там и никогда не возвращаться... Я никогда не забуду то ощущение безумного экстаза, возникшее, когда я сидела на носу, яхта летела под парусом, а меня с разлету и размаху окатывали соленые брызги... Мокрая насквозь, в джинсах, свитере и куртке, я выползла оттуда, пошатываясь, как после бурного секса, - и поняла, что эта любовь взаимная, настоящая и надолго...

Во-вторых, это сама яхта. Ощущение того, что рядом с тобой есть люди, которые могут управлять этой махиной, которые, словно волшебники, могут повернуть паруса, эти кусочки материи, и сделать их послушными своей воле, точно отлаженные механизмы - это что-то безумное... Наверное, я была какой-то неправильной женщиной, как оно часто со мной случается)) Но я просто органически не могла сидеть внутри, в кают-компании, когда снаружи происходит Волшебство. Когда трое-четверо человек совершают невозможное. Все эти маяки, перекидываемые паруса, швартовки в маринах... "Кранцы за борт", "Отдать швартовы"... Руки, крутящие лебедки, и рождение энергии из воздуха - для меня это была настоящая жизнь! Как итог моего безвылазного сидения на палубе - все лицо обветрено нахрен, словно у заправского моряка. Сижу вот уже третий час под толстым слоем крема и пытаюсь вернуть себя в состояние женщины =)))

Третье, что покорило меня в яхтенном отдыхе - это разнообразие. С одной стороны, ты на море, ты можешь купаться в самых чистых и красивых местах, там, где тебе захочется. С другой стороны - ты каждый день где-то в новом городе. Для Хорватии - в новом кусочке Европы. Самобытные городки, улыбчивые люди, кофе с молоком... Узенькие улочки, вымощенные древними камнями, церквушки, парки, фонтанчики... Ты не привязан к отелю со свиняче-поросячей системой "все включено". Ты совершенно свободен. Можешь посмотреть полстраны - или остаться в понравившемся городке на все время отдыха. Твой выбор, твое право.

Но самое главное в этом отдыхе - люди. Я не знаю, где еще можно найти такую теплую, настроенную на одну волну компанию. Если ехать отдыхать в гостиницу - промаринуешься все время в компании из двух - маскимум трех человек. Здесь же нас было десять. Десять человек, отфильтрованных самим понятием "яхтинг". Адекватных, умных, настроенных на активный отдых и приключения. Не помню, когда в последний раз мне было так душевно тепло на отдыхе. Когда я столько хохотала и общалась. Когда каждая минуточка была наполнена смыслом...

В общем, нахожусь я в состоянии чертовской грусти от того, что все закончилось. Одной недели оказалось безумно мало - хочется еще, взахлеб и с дрожащими руками. Просто-таки ломка =)
Ездила с компанией www.sailtravel.ru

4-11 июня путешествовал по Хорватии на яхте. За одно прошел обучение и получил права шкипера boat skipper (voditel brodice).

Это был мой первый круиз. Впечатлений - море. Адриатика меня поразила своей чистой бирюзовой водой, красивыми бухтами, интересными островами.

Маршрут , Хорватия, Северная и Центральная Далмация.

04.06 - авиачартер Киев-Сплит, на такси - до Сукошана в марину Далмация

05.06 - о. Бишево (Голубая Пещера) - о. Хвар (г. Хвар)

06.06 - о.Хвар- о. Корчула (г. Корчула)

07.06 - о.Корчула - о.Святого Клемента

08.06 - о. Св Клемента - г. Шибеник

09.06 - г. Шибеник - г.. Сукошан

10.06 - г. Сукошан - г. Задар - Сукошан (поехали на такси сдавать экзамен)

11.06 - Сукошан - аэропорт Сплит.

Команда:

С командой нам очень повезло, не смотря на то, что до рейса большинство учасников круиза друг друга не знали.

Собралась очень душевная и позитивная компания. Сдружились очень быстро.

Большое спасибо инструктору Богдану. Бродовски.

Он умеет сплотить команду, подшутить, покричать в нужный момент, в общем найдет подход к каждому.

Большое спасибо Андрею Горбу за то, что "нае...шил зачетных луков":) 95% фотографий в этом отчете сделаны им.

Яхта:

С яхтой нам очень повезло! Вместо забронированной Sun Odyssey 43 2002 года наши чартерные партнеры сделали сюрприз и дали практически новую яхту-красавицу Oceanis 43 (2009).

Beneteau Oceanis 43 , "Playmaker", 2009 года. 4-каютная, 2 WC, длина - 13м.

День 1 - суббота 04.06.2011

Побережье Хорватии. Вид с самолета.

Алексей в самолете времени не теряет - повторяет теорию. Кстати, автор учебника - наш инструктор Богдан Бродовски.

Прибыли в Сукошан - марина Далмация. Самая большая марина в Хорватии.

В марине покушали, приняли яхту, заселились, скупили продукты и в 5 часов вечера вышли с марины.

На яхте все новички, кроме шкипера-инструктора Богдана и Алены, она получила права шкипера еще осенью 2010 года.

Приняли решение сделать в первую же ночь марш-бросок на Юг, чтобы побывать в самой интересной части Хорватии: Центральной и Южной Далмации (о. Хвар, Корчула, Бишево).

Поэтому переход предстоял длительный, более 80 морских миль.

Богдан дал команду держать курс на о.Шолта, а уже от Шолты планировали пойти в сторону Виса, а затем в Голубую Пещеру.

Шкипер лег спать в кок-пите (на борту), и еще пол-часа в полудреме подсказывал рулевому, где и какой маяк мы будем проходить, по каким огням и знакам ориентироваться, пока окончательно не уснул. А мы по 2 часа несли вахту штурвала.

Ветра не было, всю ночь шли под мотором со скоростью 5-6 узлов (9-11км/час).

В 2 часа ночи меня осенило - если мы и дальше будем идти на о. Шолта, а потом сменим направление к Голубой Пещере, то просто потеряем 2-3 часа времени. Где находится Голубая Пещера я точно не знал, то ли на о. Вис, то ли на о. Бишево. Поэтому разбудил Алену (она уже имела права шкипера и неплохо разбиралась в навигации), Алексея (он по очереди должен был перенять мою вахту). И мы втроем стали рыться во всевозможнных туристических путеводителях в поисках Голубой Пещеры.

Нашли Голубую Пещеру - она оказалась на Юге о. Бишево, изменили курс на 15 градусов, после чего я передал вахту Алексею и пошел спать.

День 2. Воскресенье 05.06.2011

В 6 утра мы прибыли на о.Бишево.

Швартовка на Бишево.

Команда в сборе.

Марина с Сашей не стали дожидаться катера, который возит туристов в пещеру, а сели в "тузик" и поплыли прямо в Голубую пещеру. После посещения пещеры, на выходе нарисовался "касир" с лодкой и очень удивился таким ранним туристам - на тузике, в купальниках и без билетов:)

Голубая пещера

Такую картину в Голубой Пещере можно наблюдать только утром с 9 до 10 часов, пока солнце падает под определенным углом.

После пещеры мы взяли курс на остров Хвар и причалили в одноименном городе Хвар.

Высадка десанта в Хваре.

Стоянка в Хваре.

Идем к крепости.

Красная черепица в Хорватии везде!

Покоряю крепость г. Хвар


Днем Хвар - тихий, спокойной, чуть ли не пенсионерский городишка.

А ночью городок оживает, в барах и ночных клубах на всю гремит музыка.

В ресторанах едим морепопродукты. Макароны мы и сами на яхте приготовим)

Ресторанчик понравился.Терасса, виноградная лоза над головой и небо.

День 3. Понедельник. 06.06.2011

Таримся продуктами.

А это хорватские цены. Умножаем на 1,6 и получаем стоимость в гривне. В среднем цены в 2 раза выше наших.

Поэтому жвачки, гречку, колбасу - дешевле везти с собой))

И отправляемся на о. Корчула. По пути заходим в тихую бухту. Купаемся.

Хорватские ежики - они везде.

Ботаним!)

Корчула мне очень понравилась - и остров и город. Поэтому фоток много.

Старый город.

Колоритная яхтсменочка)

Романтика.

Удивительной красоты закат.

Рыбак и море

Ночная Корчула

Хоть и вся архитектура в Хорватии выглядит одинаково, тем не менее каждый город передает свою атмосферу, ритм.

Больше всего с хорватских городков мне понравился и впечатлил именно г. Корчула.

В нем - дух спокойствия, старины. Прямо среди узких каменистых улиц звучит живая музыка. Местная группа в полном инструментарном вооружении исполняла веселые народные хорватские песни. Эта музыка придает особую изюминку городу.

Ниже на фото одна из самых дорогих рыбенок Хорватии - "зубатка".

Блюдо с рыбехой 1,8кг обошлось нам на троих в 100 евро!

Зато сытно наелись)

А это, как любил говорить Андрей, "дешевое домашнее винишко".

Реально дешевое - 37 кун (60грн)/бут в ресторане, местного производства, легкое и очень вкусное.

Ночные посиделки.

День 4. Вторник. 07.06.2011

Марина - Aci Marina Korcula

Этот день для меня стал самым насыщенным событиями.

Еще с вечера я подбил 3 наших девушек на то, чтобы с утра пораньше взять на прокат мопеды и рассмотреть остров получше.

Взяли 2 мопеда и двинулись в путь. Наша цель: поселок Лумбарда в Юго-Восточной части острова.

К слову скажу, что никто из них раньше не ездил на мопеде.

Отстутствие опыта вождения мопеда проявилось на втором перекресткте - девушки выехали на бордюр и перевернулись.

После чего поменялись местами и в легком шоке поехали дальше.

Вот такая она провинциальная жизнь на Адриатическом море.

Настроение мягко говоря "Не боевое". Девушки настаивают вернуться назад и сдать мопеды. А у нас еще 3 неиспоьзованых часа и километры неизведаных дорог острова Корчула.

Ну и ничего страшного, что выезжая под одну крутую горку Даша неудержала руль, заехала в крыльцо ресторана и еще разок царапнула мопед:)

Главное, что пейзажи, которые открылись нашему взору, стоили этих приключений)

Впрочем судите сами.

Можно сидеть вот так на пирсе и любоваться морем часами.

Лумбарда - вылитый итальянский поселок, с виноградниками, венецианской архитектурой, морем, лесом.

Здесь тишина, красота, спокойствие, умиротворение.

Поэтому в Лумбарду едут люди постарше или семьи с маленькими детьми. В Лумбарде есть песчаный пляж, а это для Южной Далмации - большая редкость.

25 ноября 2011 г. 14:01 Дубровник, Крк, Сплит — Хорватия Сентябрь 2011

Ох, не дурой была губа у того греческого царя Одиссея, отнюдь… Наевшись до икоты (за десять то лет осады Трои!) хваленого турецкого «все включено» со специфической, но все ж анимацией, дорогу в родную Грецию герой Иллиады проложил через Адриатическое море, где собственно и подвис- а ведь и было ему где… «Тысяча двести островов это вам не фигушки воробушкам показывать,- думала я запивая пряный аромат каменистой сосновой бухты сухой хорватской Мальвазией… а на столике тот же натюрморт, что и у царя Итаки за несколько тысяч лет до описываемых событий: белое вино искрится на фоне пышных, будто специально откормленных, зеленых холмов; карстовые разломы твердых сыров смягчаются ниспадающими волнами вяленого мяса; хлеб, выложенный без церемоний на тиковую поверхность стола, а завершает всю композицию плетеная корзиночка со свежими трофеями- инжиром и виноградом, добытыми на этом, расположившемся напротив острове…Вот и Одиссей, наверное, ступал на его землю, поднимался в гору по тем камням, вдыхал запах хвои и розмарина, нагибался время от времени сорвать дикую виноградину или тянулся за свежим инжиром, ложился в тень смоквы, утолял жажду той самой Мальвазией и засыпал под цокот- шуршание цикад «молодец-молодец-молодец» Конечно молодец, как впрочем и мы, решившие пройти на яхте от Дубровника до Щебеника с заходом на водопады.

3


3



2


Если не дергать за понтЫ, то аренда простой парусной яхты в Хорватии в пересчете на шесть человек выходит столько же, если не дешевле, сколько и наем апартаментов с тем лишь различием, что помимо койка- места с удобствами ты еще обеспечен транспортным средством, который со стороны кажется весьма и весьма фешенебельным… Но только со стороны. Каких-то лет пять назад, глядя на обедающих за столиками кокпитов людей где-нибудь в Каннах или на Антибах, я даже и в мыслях не держала примерять на себя такой гламур. Гламур, ага… теперь то точно знаю, что за столиками яхтенного кокпита обедают не от финансового избытка, а от его недостаточности. А тогда, во Франции, наверное немного подзавидовала тем яхтсменам и скорее всего пожелала оказаться на их месте. Опасайтесь своих желаний- они сбываются! Захотела дольче вита? Получи- жарь котлеты в трюме с задраенным люками во время перехода. А иначе что ты будешь кушать после красивой швартовки? Размер ресторанного счета вчера вечером прямо указал на супермаркет на ближайшие три дня похода, да еще и подначил «давай, давай, сама-сама- сама». Даю… сама…Кому чаю? Кому котлет? Что? Бросать все на хрен и бежать перевешивать кранцы иначе борт к чертовой матери расцарапаем? Ну это я мигом…

Хорватия стала первым самостоятельным морским походом после обучения яхтенному мастерству на Тенерифе. Воспоминание о Тенерифе, точнее о муштре и ежедневной восьмичасовой океанической качке в момент кривило лицо еще месяца три после окончания курса. Качка качкой, но знания, которые в нас умудрился вложить тогда капитан, оказались на удивление прочными- кто бы мог подумать что у нас получится проложить вручную маршрут, пролавировать в густых сумерках средь дюжины островков и с первого раза пришвартоваться в ночных условиях в неизвестной марине! Убрать паруса! Бухта- «о-икс-о»- клюз- правый борт готов! Бухта- «о- икс-о»- клюз- левый борт готов! Кранцы, багор, муринг на «утку», и наша «Никита» ювелирно входит в едва различимый глазом проем меж двух яхт.


4


3


1


Первый тост за молодого шкипера- супер! Молодчина! Он еще и сам толком не понимает что у него все получилось. Второй тост за капитана- учителя, он сейчас где-то на регате пожелаем ему удачи. Ко- шкипер, т. е. я ограничивается рукопожатием и сухими поцелуями в щечку- ну, как говорится, кто на кого учился….Дальше пьем уже без тостов.

Алкоголь в походе это не пьянство, а дань традиции и мера дисциплинарного взыскания. «Адмиральский час», бьющий в двенадцать часов пополудни нарушать не моги- разозлишь морских чертей, а они ууууу какие. Исключение дети и беременные женщины. «Адмиральский час» несет в себе и элемент воспитания- как бы тебе не было плохо с утра после вечернего загула- до двенадцати дня даже думать в сторону пива не моги. Мучайся самоанализом и делай оргвыводы.

Числящиеся на суше трезвенниками члены команды переходят на «режим» уже на второй день- если нет качки и морской болезни, то не выпить в переходе чистый грех, а учитывая что литр вина в Хорватии на одно евро дороже бутылки простой воды, то…Исполненный на десятый, последний, день перехода плакатный жест «я больше не пью!» привел к тому что «исполнитель» стал единственным членом экипажа, способным держать руль в течение четырех часов под слаженный храп команды. А вот выпил бы и ехал в аэропорт как человек, на такси. Морские черти они в своей мести коварны и изобретательны.

«Тутто вичино!!! Тутто вичино!!!», т. е. очень близко, орет итальянский шкипер, выкатив глаза и отчаянно махая руками. Тутто вичино это метров пятнадцать от правого борта его яхты «Рома» и столько же от левого борта французского катамарана «Эсмеральда». Для справки- длина нашей «Никиты»- тринадцать с хвостиком метров, но итальянец, судя по жестам, боится, что мы плохо привязались к сосне, неважно бросили цепь на каменный выступ, да и якорем прямо скажем не удались, чего уж там…Он клонит к тому что в случае стихийного бедствия мы можем зацепить его борт своим. Поздно. Стихийное бедствие уже произошло и имя его- «Эсмеральда», от которой мы неблагодарную «Рому» как раз и прикрыли. Дело в том, что пока итальянцы плескались в закатных лучах, озарявших необитаемый остров, а мы в мучились в тех же самых лучах, но только со швартовкой, французы закончили водные процедуры и перешли к жарке барбекю сопровождаемой изрядным возлиянием. В их широтах, по всей видимости, «адмиральский час» наступает с заходом солнца. Чем выше градус- тем сильнее огонь, громче голоса, активнее движуха. Подожгут- не подожгут? Первым не выдерживает шкипер «Ромы». Несмотря на кромешную темень он отдает концы и отходит метров на двадцать левее. От греха подальше. Наш шкипер, маскируя беспокойство словами «в доме жрать нечего пойду на ночную рыбалку» усаживается на корме с удочкой наперевес. А на «Эсмеральде» уже пошли в разнос- когда все съедено и выпито они каким-то образом снимаются с якоря, заводят двигатель и… чудом никого не зацепив, уходят с гиканьем в неизвестном направлении… Итальянцы с облегчением гасят на кокпите свет, а наш шкипер наконец то насаживает наживку на крючок и забрасывает удочку.

1


4


Если бы не необходимость забора воды и зарядки аккумулятора, то вряд ли бы мы заходили на ночевку в оборудованные марины. Шли бы себе и шли, останавливаясь на осмотр достопримечательностей да пополнения запаса провизии…Да, в марине иногда есть горячая вода и количество унитазов всегда больше чем один, в ней есть магазины, рестораны, прачечные. В некоторых можно найти бутики, салоны СПА, площадку для гольфа, и (внимание!) бассейны с морской водой, но…какой смысл в ресторане со страшно сказать- энотекой если нельзя выйти на палубу, почесать то что чешется без оглядки на соседей и через мгновенье оказаться в чистой, прозрачной воде? А тут проснулся и бултых в море! Вылезаешь, обматываешься полотенцем, а тебе вместо «доброе утро» вопрос в лоб «Мидий сколько на обед брать будем?», а ты так вальяжно, так обыденно отвечаешь «Да надоели они уже. Вот колбаса закончилась…». Да, лучшая рыба это колбаса, и ближайший ареал ее обитания это, как ни крути- марина. К тому же у нас жесткий график и как бы не было хорошо в тихой бухточке или на якорной стоянке- надо идти вперед. Купание, завтрак, мытье посуды и капитан, развернув лоцию, командует «Снять трусы!»

Как ни странно, но команда «Снять трусы!» не несет никакой эротической нагрузки. Совершенно. Зато помогает команде выдержать бон- тон. Вот стоит наблюдатель на берегу, смотрит на горизонт и глаз его цепляет белую яхту. Ветер надувает ее паруса, она вся такая тонкая, изящная, уверенная в себе несется, разрезая морскую гладь, а… по бокам в такт парусам полощутся трусы и полотенца. Вот чтобы «Никита» не производить такое же впечатление, капитан усилил сборы командой про нижнее белье Хотя, редкий парусник войдет в марину «без трусов», да и мы под конец тоже расслабились и послали разок приветственные сигналы в город Трогир с помощью купальников. Трогирцам, думаю, не привыкать, а вот обладательницы купальников и ответственный за сборы получили легкий выговор.

Яхтенная бытовуха, как не сложно догадаться, специфична. Местами даже очень. Ну вот взять, к примеру, такой вопрос как стирка. Казалось бы чего проще- а нет. Если стираться в марине, это одно об этом позже, А вот на борту- дело совершенно другое. Во первых нужно экономить воду. Во вторых электричество. Поэтому совмещаем стирание трусов (футболок) с мытьем. Т. е. трусы выступают губкой для тела. С естественными нуждами тоже есть нюанс- все слышат то, что ты в настоящий момент исполняешь, а по окончании процесса нужно сделать нехитрую комбинацию из маневров по откачивание продуктов жизнедеятельности в фикальный бак. Теперь про стирку в марине. Там есть прачечные, но ими пользуются те, у кого есть время. В конце концов можно купить таз постирать, но это не методично. У кого нет времени и желание покупать таз- стирают в раковинах. Но в раковине можно постирать мелочевку, а вот нам, феям в белых брюках и белых туниках было сложнее. Но на то мы и феи- мы нашли выход из положения! И не с помощью тыквы и волшебной палочки, а простой российской смекалкой. Заходили мыться (в случае наличия в марине горячей воды) прямо в том что есть и включали душ. Другими словамм стирали сами на себе.

Готовка это отдельный раздел темы мореходства. В трюме стоит плита. Она качается, поддерживая горизонтальное положение. Это позволяло нам не только готовить в переходах, но и регулярно кипятить чайник для чая или кофе. Вообще яхты сдаются с полным набором посуды и ножей вплоть до кофеварки, поэтому при желании мы вполне могли себе позволить блан манже с киселем, только возиться с кулинарией прет-а-порте под надутым парусом прямо скажу и недосуг и желания нет. Драить палубу оказалось на редкость увлекательным занятием. Хотя бы потаму что это одно из лекарств от морской качки. Судовые работы они для этого и придуманы, а размер яхтенной палубы крошечный- грех шваброй не повозить.

Распорядок дня в зависимости от места ночевки начинается либо с купания (дикая бухта) или с завтрака (ночь в марине). Далее опять в зависимости от…снова купанинг, «снять трусы» и снятие с якоря, либо разделение по интересам- кто на осмотр достопримечательностей, кто плавать или на обследования нового пляжа, кто досыпать, кто пить кофе на берег и так далее. Сбор в условленное время и ритуальное снятие трусов. Были ситуации, когда культуринг находился в местах недоступных для причала яхт. Тогда сбрасывали милого пузатого тузика и шуровали на нем до берега. Тузика бросали на привязи либо договаривались с кем-то из команды, что в условленное время позвоним либо будем стоять там то и там то и что тот Шидт на льдине отчаянно махать руками.

2



1


3


Архитектура приморских и островных городков даже не стесняется итальянистости. А чего стесняться, когда часть островов до Второй мировой принадлежала Италии, а остальные в течении многовековой истории так или иначе входили в состав аппенинского соседа или и имели с ним серьезные торговые отношения. Красные черепичные крыши, бегающие вверх- вниз узкие мощеные улочки; стрельчатые, «венецианские» окна старинных домов; барочные завитушки и флорентийские розетки на фасадах соборов, площади с часовой башенкой- «карандашом», площади- палаццо ну, и конечно же, белье на веревках- куда ж без него. Дубровник, Хвар, Корчула, Млет, Трогир, Скрадень, Щебеник все они похожи друг на друга как дети одних родителей и так же отличаются друг от друга. Хвар с Дубровником старшенькие. Это упитанные и уверенные в себе пацаны, Корчула- скромная девочка, робко опускающая нежные голубые глаза, Щебеник- красавчик и задира, мамин любимчик, Скрадень- затихушник, Млет- жадный карапуз.



3


2


А Скрадень и впрям затихушник. На первый взгляд он ничем, кроме туристических корабликов идущих на водопады реки Крка, больше не примечателен. А вот если заходить в него с моря, то по пути можно увидеть высокие скалистые берега реки Ориноко. Я ничего не путаю. Во времена Советского Союза здесь снимали фильмы про хороших индейцев и плохих ковбойцев. Именно здесь, где река впадает в море, чернобровый красавец Гойко Митич лихо отмахивал сажени на деревянной каноэ, ставил силки на птиц и охотился на оленей. Вода у Скрадня уже речная- темная, «тяжелая» и пахнет илом. Берега оторочены тростником, камышом и прочей болотной растительностью. Крякают утки, вальяжно плавают лебеди. Встаем на якорь, опускаемся в воду и с удивлением обнаруживаем что мало того что она солоноватая на вкус, так еще нижние слои теплее верхних! Ныряем чтобы согреться! Такое в фильме не покажешь- это надо почувствовать.

2


4


4


— Простите,- выбираю в жертву сорокадвухфутового «Одиссея» под английским флагом,- Вы последний на заправку?

— А вы думаете мы тут автобус ждем?

Улыбаемся и устраиваемся около «Одиссеея». Но не все-такие культурные, некоторые норовят пройти на дурачка. Какая-то «Галата» считает что ей недосуг тратить полтора часа и пытается вклинится в очередь. Наглую «Галату» ставят на место всем миром и всеми подручными способами: криками, свистом, руками, полотенцами, я дую, точнее издаю не сильно приличный звук, медной дудкой. У нее, конечно, есть специальное морское название как у часов- склянка, у туалета- гальюн, даже надувная лодка зовется ласково- тузиком, но в разрезе издаваемых мной звуков- лучшее название для музыкального инструмента- дудка.

За десять дней похода мы уже мним себя опытными морскими волками. Расслабились донельзя- спасательные жилеты не надеваем, вдоль палубы несмотря на надутые паруса ходим не пригибаясь…Последнее стоило жизни известнейшему российскому мореплавателю Евгению Гвоздеву- он получил удар гиком по голове. Мне же, мнимая опытность чуть ли не стоила фаланги левого мизинца. Спасибо акрилу на ногтях- минуту держал натянутый шкот, под который попал палец, пока капитан «переворачивал» лодку, ослабляя натяжение парусов. Тот же самый расслабон стал причиной стриптиза, что мы, одетые в короткие платьица и туники, показали всей заправочной станции отталкивая яхту ногами от пристани при боковой швартовке. Но подвяжи мы кранцы повыше, так как сказал капитан, кто б тогда оценил наши «швартовочные» трусы?

Ну вот, наша с позволения сказать регата подошла к концу. Сдаем яхту, грузим вещи в арендованный автомобиль и выезжаем в аэропорт, до которого ехать двести сорок километров, двадцать из которых приходится на территорию Боснии и Герцеговины. Так что, хоть пятнадцать минут, но я все-таки была в Боснии и Герцеговине- жаль магнитик не купила. Когда такой случай еще представится? А вот следующий случай, надеюсь больше не представится никогда- приехав в час ночи в аэропорт Дубровника мы узнали что открывается он в пять утра. Так с белоснежной яхты мы попали прямиком на белоснежные лавки. Что ж, и такой опыт, не считая бронхита, можно считать полезным- впредь будем более предусмотрительными.

Вот теперь точно все. Прощайте игрушечные городки, живописные бухты, необитаемые острова. До свиданья не сильно улыбчивые, но все же милые хорваты, «хвала» вам за лимонад, «прошуту» и «мешано мясо». Спасибо за предупреждение что на острове Вис «бУра» и опрОститэ что мы в супермаркетах вели себя как в «Ашане»- один человек занимает место, пятеро бегают с корзинками. Не унывайте марины с холодной водой, платные буи и водные таксисты. Мы еще приедем к вам сыграть на варгане рядом с уличным музыкантом; выпить кофе на ступенях дворца Диоклетиана под а-капелло из-под его куполов; подышать соленым хвойным воздухом с вкраплением лаванды и розмарина; выпить шампанского, закусив его холодной устрицей на площади перед портом; посмотреть на каменный баптистерий храма в Щебенике и снова пройтись под парусом между одной тысячью сколько то там островов по волнам моря цвета старой, видавшей виды бирюзы. Довидьженя!

Сначала скажу кратко и самое главное - это восхитительно! Это обязательно надо попробовать!

Ну а теперь детали. :) С яхтой я познакомился в 2010 году благодаря _boxa_ - , переход через Черное море и обратно, путешествие вдоль берегов Турции... Это вам не хухры-мухры. После этого мне, к сожалению, никак не удавалось попасть к нему снова на яхту, несмотря на то, что он звал. Увы, дела, проекты и этот самый фриланс…

А в Хорватии я был в 2008 году - тогда мы ездили на машине по национальным паркам, смотрели природу и быт в этой замечательной стране.

Теперь настало время это объединить. И когда поступило предложение от яхтенного туроператора Friends" Travel провести неделю на их яхте где-то около побережья Хорватии, я согласился не раздумывая. Благо. в моем графике поездок как раз образовалось недельное окно.

Говорю сразу, яхтинг - это не отдых по заоблачной цене, как может показаться. Сейчас есть два пакета: 800 и 1170 евро на человека. Первый - это только яхтинг. Второй - то же самое, но плюс перелет и страховка, если не хотите заниматься этим сами. Что вы получаете за эти деньги, вы можете прочитать на сайте. А я вам расскажу и покажу свои эмоции от недельной поездки по прекрасным островам Хорватии средней Долмации.

1. Свое путешествие вы начинаете в домашней марине Каштела - это недалеко от аэропорта. Сюда вы добираетесь самостоятельно, но сделать это совсем просто - или такси, или автобус. Здесь вы знакомитесь со шкипером, старпомом и экипажем яхты - теми, кто банальному отдыху пляж+отель решил предпочесть увлекательную поездку.

2. Яхта - это в первую очередь парус! В Хорватии сезон длится с апреля по октябрь, и каждый месяц - свои условия. Июль - самый жаркий, но и самый самый тихий по ветрам. Зато можно купаться от рассвета и до заката. Да и, честно говоря, ночью тоже можно купаться.

3. Не умеете ставить парус и не знаете ни одного морского узла - это не проблема. На яхте есть профессиональный шкипер, который все сделает. Если хотите, вы можете участвовать в жизни экипажа и помогать ему. Не хотите - не надо. Как рассказывал старпом, однажды они выгуливали компанию семи гламурных девиц на шпильках, которым каждую ночь был нужен новый город с ночным клубом. Днем они отсыпались и набирались сил перед новый тусовкой. Такой отдых тоже может быть. Каждый выбирает и получает то, что захочет.

4. Одно из преимуществ яхтинга - это нефиксированный маршрут. Изначально мы должны были идти в парк Крка смотреть водопады, но так как там почти все были, то решили забить на это и сразу выруливать к островам.

5. Чарли, профессиональный шкипер, объясняет Ольге азы управления яхтой под парусом. Как ловить ветер и что с этим всем делать. А удовольствие от управления яхтой… трудно это с чем-то сравнить, это надо попробовать.

6. Помимо оплаты тура, при заселении на яхту вносится около 200 евро в общую казну. Эти деньги идут на закупку продуктов, оплату топлива после похода, оплату стоянок в маринах и прочие общие расходы. Конкретная сумма зависит от количества людей в экипаже. Причем, по традиции, экипаж кормит шкипера, а старпом платит только за еду. Стоит сказать, что яхта - не пятизвездочный отель. Условия комфортные, все необходимое есть на борту, но ждать люстр, канделябров и обслуживания в номере и т.д. не стоит. Это просто комфортный и немного необычный дом. Через день мне уже казалось, что я тут живу долгое время. Настолько все было знакомым и понятным.

7. Также надо понимать, что яхта - не машина и движется медленно. Обычно скорость составляет от 5 до 10 узлов. На моторе стабильно 4-6. Под парусом - от нуля до десяти. Но окружающая действительность настолько прекрасна, что скучать времени нет. Это и встречный трафик - вы только посмотрите на этот красивый лайнер! Природа, управление парусом, разговоры и т.д. и т.п. Если таки наскучит - всегда можно поспать.

8. Но главное - это экипаж. Если вы снимаете яхту компанией, то все друг друга и так знают. Это проще. В данном случае никто никого не знал, кроме семейной пары, но это не помешало всем провести прекрасную неделю вместе и подружиться. Хотя бывает, что общий язык не находится. Но это надо быть очень сильным букой, чтобы в такой поездке не ладить с остальными.

9. Первая стоянка у нас была запланирована в Хваре, но вышел облом. Оказывается, в этот момент проходила неделя яхт в Хорватии. Это огромное количество плавсредств, которые перемещаются от одного тусовочного города к другому и тусят-тусят-тусят. Веселятся. Но места-то в марине нету!

10. Тоже яхтинг, конечно. Но цена одного погонного метра такой посудины - от миллиона долларов. Обслуживание, топливо… Если вы не олигарх, это не ваш выбор.

11. Современная парусная яхта (или катамаран, как на фото) тоже стоит недешево: от 150 000 евро и выше. Обслуживание в год - от 20 000. А еще стоянка, ремонт и другие расходы. Бр...

12. А вот взять в аренду.. Да почти вся Хорватия и Италия ходят на арендованных яхтах. Это вполне доступно всем. Теперь, как говорится, и в России тоже. Но на яхте все равно в Хорватию. Или в Турцию. Или Карибы. Везде есть море, и там хорошо.

13. А мы пришли в бухту самого Хвара и бросили якорь в ней. Как и десяток других яхт.

14. На берег добирались на надувной лодке - «тузике» (ее называют тузиком, как собачку, потому что в море она привязана к яхте и бежит за ней хвостиком по волнам). В Хваре ужин, и обратно в наш дом, спать.

15. Шкиперское рабочее место. Яхта оснащена самым современным оборудованием. Радар, навигационная система, автопилот(!), рации и еще много чего полезного. Почти все это можно попробовать покрутить и понажимать.

16. Наша яхта - Кали. Почти 48 футов, флагман флота. Люкс салон, все дела… :)

17. Высаживаемся, чтобы доплыть до Голубой пещеры. Фантастическое место, просто игра настроения природы.

18. Я уже офигел от этой картинки. Минутой ранее я офигел от того, что рядом с входом пещеру плавает лодка, где сидит кассир, который выписывает билет за 40 кун (оплата из судовой кассы)!!! Еще рядом висит плакат, который утверждает, что купаться и фотографировать запрещено. Но всем пофиг. И снимают, и даже купаются в пещере.

19. Свет в неё пробивается только сквозь небольшие природные отверстия в скале и, отражаясь от белого известнякового дна, окрашивает в серебристо-голубые тона всё вокруг.

20. Не могу не восхититься еще раз, как снимает третий пятак в таких условиях. Исо 12000… Что народ там снимает на мыльницы со вспышками, даже боюсь представить.

21. Но июль - это жара. А жара - это купание. Хотите стоять целый день в безлюдной бухте и купаться - велкам. Хотите кататься на кранцах - велкам. Как говорит Чарли, «Это ваши каникулы!»

22. Но катание на кранцах доставляет море эмоций и позитива!

23. Наш шкипер - Чарли. Яхтенный мастер экстра-класса. Неоднократно пересекал Атлантику. Вечный оптимист и прекрасный человек. Полжизни работал инженером-механиком и проектировал внедорожники, потом волонтером пошел в Британскую армию, где дослужился до замкома полка, воевал в Афганистане, а теперь уже много лет ходит под парусом. Прошел в море более 40000 миль. К слову, все шкиперы - мега-позитивные люди. Иначе на такой работе никак.

24. Ну а мы все еще катаемся на кранцах:)

25. Одна из стоянок. Марина опять занята, поэтому встаем на буек. Между прочим, 200 кун! И еще 75 за анлим туалет и душ.

26. Уже не помню где, да неважно. Просто красиво! В некоторых мелких паринах стоянка бесплатна при условии, что вы ужинаете в их ресторане. Один такой ужин нам стоил чуть более 1000 кун на шестерых. Причем еды было много и она была очень вкусная. А местное белое вино было просто божественным.

27. Ну, спецы. Что за зверь? Сколько прет, сколько жрет и вообще, чего эта посудина такая странная?!

28. Мимими жук. Фиолетовый! Это реплика или оригинал?

29. Ну а мы идем дальше. Кстати, крайне не рекомендую пить на яхте. Не, это дело ваше, но… во-первых, морская болезнь при алкоголе может ударить весьма коварно, а во-вторых - зачем? Вечером в ресторане - это одно. Там прекрасное вино, ужин и компания. Но днем просто жарко. Как рассказывал старпом, в одной компании был мужик, который не просыхал уже с утра. Они его шкертиком привязывали за ногу, чтобы за борт не упал. Так он целый день и лежал на палубе. А вот загорать - это пожалуйста. Но помните, солнце тоже не дремлет. Тепловой удар получить - как нечего делать. Ладно, расслабьтесь. Все там просто и хорошо:)

30. Чарли - фанат традиционной навигации. Несмотря на жпс, он ради удовольствия пользуется секстантом. Сделан он в 80-е годы… а при переходе Атлантики ему приходилось пользоваться прибором, сделанным в 20-е годы прошлого века. И работал прекрасно!

31. Одна из бухт на острове Ластово. Здесь находится заброшенный военный бункер. Скоро выложу репортаж и оттуда.

32. Но даже без бункера в этой бухте стоит остановиться и поплавать.

33. Естественно, надо залезть на мачту.

34. Незабываемые ощущения и эмоции. Особенно когда лодку раскачивает.

35. Моя довольная и небритая физиономия наверху мачты.

36. Волшебная Корчула.

37. На этой яхте живут очень пожилые люди. В море они выходят очень редко, но сама яхта - в безукоризненном состоянии.

38. Швартовка очередной яхты в марине.

39. Старый город в Корчуле.

40. Вид на закат с коктейльной башни.

42. Тут я вспомнил, что у меня есть рыбий глаз!

43. Ольга, которая на переднем плане, на яхте уже второй раз. А Илья с Машей - первый.

44. Миша, старпом. Профессиональный гольфист и яхтсмен.

45. Ура, ветер! Все ставят паруса и дают жару. Увы, получается недолго. :(

46. Последняя ночевка проходит в безлюдной скалистой бухте. Здесь мы ужинаем и спим пару часов. У нас подъем в четыре утра, ночное плавание и ранний переход.

47. Восход в море… Это просто прекрасно.

На этом путешествие по островам Хорватии закончилось. Это была прекрасная неделя. Спасибо Чарли, Мише, Ольге, Илье и Маше за прекрасную компанию. Спасибо

На борту
В море
Маршрут

Марины в Хорватии

Любое путешествие на яхте начинается с марины — яхтенного комплекса, в котором базируются офисы чартерных компаний, есть станции по зарядке судна электричеством и водой, удобства типа многокабиночных душей и туалетов, интернета и телефона, ресторанов и магазинов, автомобильных парковок. Слово «марина» (равно как и распространенное в России имя Марина) произошло от латинского marīnus - «морской», хотя сейчас это, скорее, клочок цивилизации, дающий яхтсменам возможность начинать или продолжать свой путь по морю.


Марина оживает утром и вечером: в первой половине дня большинство яхт снимается с якоря, ближе к вечеру их места занимают новые суда. Особый ажиотаж происходит по субботам — именно в этот день, обычно, заканчиваются недельные чартеры, проверяется целостность судна, происходит окончательный расчет. Затем все яхты массово убираются, и их заселяют новые «владельцы». А за день до сдачи яхты ее осматривают промышленные дайверы, исследуя под водой обшивку.


Сердце марины — ресепшн, именно там вы сможете заказать трансфер, поймать wi-fi, докупить поломанные детали (да-да, эти дорогостоящие игрушки тоже ломаются) или сойти на берег, не сумев выдержать морскую болезнь, и организовать собственную эвакуацию.


В маринах Хорватии встречаются банкоматы, плюс вы всегда сможете обменять доллары или евро на местные куны (евро менять выгоднее, имейте в виду). Конечно, все описанные блага есть не во всех маринах — на маленьких островах часто не бывает ресепшн или душа или магазинов и ресторанов.


Электрозаправки есть практически всегда. Они намного более экологичны чем автомобильные — яхта просто подключается к розетке как банальный мобильный телефон. Кстати, только на стоянках можно полноценно зарядить свои гаджеты, в марине 220 вольт, а в открытом море — только 12.


Поесть в крупных маринах можно без проблем — множество ресторанчиков говит блюда хорватской, итальянской и условно-международной кухни. Очень хороши свежие рыба и морепродукты — они идут и в супы, и в салаты, и горячие блюда. Хорваты, наследники венецианской кухни, вполне спокойно добавляют креветок и осьминогов в пиццы, пасты, лазаньи и ризотто.


Тема душа и туалета организована вполне цивильно. Обычно они располагаются в одном здании (конечно, есть мужское и женское отделение), туалеты регулярно моются, в них есть и бумага, и бумажные полотенца, и мыло для рук. Душ — это череда запирающихся кабинок, естественно, с горячей водой, комнаткой для переодевания. Очереди бывают, но яхтсмены — люди быстрые, поэтому они быстро рассасываются.

На самих яхтах всегда есть туалет (туалеты), а на тех, что посовременнее — и душ. Но в марине все равно намного приятнее — пространства больше, вода без ограничений и (главное!) не качает.


Яхты в марине стоят очень плотно друг к другу, так, что можно без проблем перейти с одного судна на другое. Поэтому соседи — важная часть вашего вечера. Ужин и неизменные вечерние возлияния происходят на палубе (а вовсе не в кают-компании), поэтому и вам будет слышно всех, и на вас, если будете очень шуметь, будут смотреть косо.


Правила поведения на борту яхты

Самое главное на борту — это хорошие запасы рома, колы и лайма. Хоть это и шутка, но в жаркую и ветреную (на море всегда ветер) погоду такой микс идет намного лучше пива, вина и других коктейлей. Ром лучше покупать в дьютифри, лед готовить самим в морозилке на кухне яхты, а остальные ингредиенты без проблем продаются в магазинах.


Правило хорошего тона: для яхты должна быть своя обувь, в которой «по улице» ходить нельзя. Во-первых, это позволяет держать яхту в чистоте (все матросы бегают и по лавкам, и по крыше в обуви), а во-вторых, яхтенные туфли должны быть на специальной, нескользящей подошве, которая на асфальте просто сотрется. Также важно, чтобы ваша яхтенная обувь дышала (весь день на солнце — не шутка) и быстро сохла.


Главный на яхте — капитан, именно он отдает приказания и делегирует полномочия. Несмотря на то, что он, обычно, самый опытный в команде, он постоянно прикован к штурвалу. Старший матрос — это руки капитана, именно он решает операционные задачи по управлению судном (развернуть с другими матросами парус, подтянуть, отпустить и т.д.). Удивительно, что любой член экипажа (при желании, конечно) важен и полезен. В моменты швартовки и отчаливания матросы вывешивают или снимают кранцы, подтягивают — отталкивают другие яхты (это делается для того, чтобы не повредить свою и чужие яхты), работают с мурингами.


В случае сильного крена яхту нужно откренивать в обратную сторону. В этом случае все свободные матросы перебегают на соответствующий борт и вывешиваются как можно дальше. В случае регаты это происходит достаточно часто, поэтому к окончанию перехода у откренивателей вполне может чувствоваться усталость в мышцах.


Помимо работы (если мы говорим о команде единомышленников, а не о нефтяных магнатах с нанятым экипажем) на яхте есть и отдых — купание в открытом море (в Адриатике это особое удовольствие), для экстрималов — купание с веревкой и вейкбординг.


Ожидаемая, но от этого не менее неприятная вещь, которая может случиться на борту — это морская болезнь. Есть, конечно, таблетки, которые замедляют реакцию и в общем нехорошо сказываются на организме. Четыре надежных средства — пить меньше алкоголя, реже бывать внутри судна, фокусироваться на линии горизонта, а не деталях яхты и дать организму время на адаптацию. Через 2-3 дня после начала поездки он привыкнет к постоянно качающейся среде, и вы станете получать удовольствие в полной мере.

Русское яхтенное ралли, участие в регате в Хорватии

Участие в регате — не совсем обычный вид яхтинга. Это не отдых в стиле «бикини, мартини», а напряженная работа, адреналин, радость и разочарование от результатов своей команды.


Каждый день регаты проходит одна или две гонки по заранее запланированному маршруту. Маршрут, конечно, может меняться — как и в кайтинге, много зависит от ветра. Гонки всегда проходят под парусом, т.е. мотор включать нельзя (иначе это означает моментальную дисквалификацию и выбывание из гонки).


Все яхты единовременно выходят в зону старта и ожидают сигнала начала гонки. В этот момент еще можно идти на моторе и даже есть время полюбоваться на красоты Адриатики.


В самой гонке яхты часто идут нос к носу. На скорости сказывается как мастерство команды и капитана, так и банальное везение (которое часто тоже бывает следствием мастерства). Обычно все яхты идут под гротом и стакселем, но при несильном ветре разрешается пользоваться специальным 150-метровым парусом — спинакером.


Спинакер, за счет большой парусности, придает яхте скорость. С эстетической точки зрения это выглядит незабываемо — как флотилия капитанов Греев, наперегонки рвущихся к Ассоль.


Каждый вечер организаторы регаты подводят итоги гонок и награждают лидеров гонок. Победитель регаты определяется лишь в последний вечер.

Маршрут на яхте по островам Хорватии

Заданный маршрут — это следствие участия в регате. Места окончания гонок выбирались по принципу их удаленности друг от друга, размера и обустроенности марин (более 20 лодок регаты не всегда могут найти место для швартовки в маленькой марине), общей живописности места.

Для самостоятельного путешествия такой маршрут по островам Национального Парка Корнати тоже вполне подойдет: марина Храмина на острове Муртер — остров Жут — остров Жакан — остров Жларин — остров Муртер — марина Храмина на острове Муртер. Остров Муртер находится недалеко от Задара и соединяется в материком мостом. Марины на нем — крупные и оборудованные.

Чуть похуже обстоят дела с островными маринами — например, на острове Жут всего 2-3 ресторанчика, пирсы удалены друг от друга и от ресепшн с туалетом.


По всем островам можно гулять, и, что самое интересное, подниматься на вершину. Виды на островную Хорватию открываются незабываемые, даже в унылую погоду.


Вечерний мини-треккинг — популярное занятие, после дневного перехода особенно приятно ходить по некачающейся поверхности.


Острова малолюдные (большинство вообще необитаемо), но для выращивания олив каменистая почва подходит отлично.


Примерно так выглядят яхты на ночной швартовке в марине: нос-к-носу, как один большой многоквартирный дом. Кстати, прежде чем перейти на чужую яхту обязательно! нужно спросить разрешение у ее хозяев. Иное поведение будет воспринято как крайняя степень хамства и невежества.


Остров Жакан еще меньше чем Жут. На нем есть только ресторанчик, магазин (который открывается, когда в марину приходят яхты) и электрозарядка. Ни воды, не душа, Интернет и туалет есть в ресторане.


Такая «дикость» вполне компенсируется отличными видами. На острове не растут оливы, но много овечьих стад, которые гуляют сами по себе.


Островок маленький, обойти его буквально за пару часов. Кстати, из марины Храмины на Муртере организуются романтические экскурсии в конобу (ресторан по-хорватски) Закан, так что даже если вы не увлекаетесь яхтенным спортом, вы вполне можете совершить морскую прогулку и поужинать в этом чудном малолюдном месте.


Еще одна марина — на оживленном острове Жларин. Тут опять же нет, как таковых, удобств, но много ресторанчиков и отелей, несколько больших деревень. Судя по количеству людей с чемоданами и прибывающим паромам, это место популярно для матрасного отдыха.


Жларин — крупный остров и за час его не обойдешь. Но тем приятнее выбраться на один из локальных пиков, посмотреть на местную жизнь и вообще прочувствовать островную Хорватию.


Люди вечером, вне набережной встречаются редко — местные жители уже сидят дома, а гости острова — ужинают в конобах с видом на Адриатику.


Закаты на острове чудные, некоторые яхты возвращаются в марину уже в сумерках, чтобы увидеть полыхающее небо и море с воды.


А ночью (это свойство любой марины, не только в Жларине) марина вообще приобретает сказочный вид.


Остров Муртер — это уже вполне себе цивилизация, чтобы добраться в местные марины яхта не требуется. Поэтому на нем есть и полноценные ресепшены, банкоматы, много магазинов и ресторанов.


На острове можно заняться шоппингом, можно погулять по узким каменным улочкам, подняться к церкви на вершине холма (они есть практически в каждой деревне).


Если повезет — можно попасть на локальный праздник, в который местные жители одевают национальные костюмы и идут плясать на главную площадь.


Последняя ночь в марине перед сдачей яхты обычно бывает заполнена хозяйственными делами — сборами, упаковкой вещей, поверхностной уборкой. На следующее утро, передав яхту в руки чартерной компании, морские волки вновь становятся сухопутными крысами.


И, просматривая дома фотографии из поездки на яхте по Хорватии, вам наверняка захочется вернуться в эти чудесные места с изумрудным морем, живописной природой и бесконечными возможностями для яхтинга.


для материалов сайта.

Весь отчет о самостоятельном путешествии в Хорватию

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.